Смерть в большом голоде

Как вытаскивают с того света жертв радикальных диет

...Таня вышла из туалета, вытерла губы и удовлетворенно вздохнула. Главное теперь — не попасться на глаза медсестре! Конечно, та видела, что Таня направилась в уборную прямиком после ужина, но мало ли зачем... “Стой!” — резкий призыв главврача Андрея сбивает с ног и с мыслей одновременно. “Ну-ка, дыхни!”. Деваться некуда, Татьяну поймали с поличным. И это уже второй раз за время пребывания в больнице: впервые девушку уличили в хранении собственной рвоты в холодильнике в пакете из-под молока. За что ей такое наказание! Она ведь всего-навсего хотела немного поесть, а потом избавиться от ненавистной, но такой приятной на вкус пищи. Потому что Таня знает, если она не вытошнит паровую котлетку и вареный рис, съеденные в ужин, она чудовищно потолстеет. И от этого умрет.

Худое дело


Про то, что она может погибнуть от полного истощения, 15-летняя Татьяна не думает. Точно так же, как не ведают об этом десятки других пациенток клиники при отделении психиатрии одного из московских университетов. У больных, которые лежат здесь, особые условия — им ни под каким предлогом нельзя покидать клинику. И еще у них одна на всех идея фикс, ставшая угрозой и бедой — надо худеть. До потери сознания, до тех пор, пока позвоночные диски не станут просвечиваться через кожу, пока организм не поглотит все собственные клетки, пока есть еще силы ходить. Короче, пока жива. Диагноза у таких пациентов два: нервная анорексия и нервная булимия.
О природе возникновения этих заболеваний спорят психиатры, психологи и неврологи. Одни считают, что предрасположенность к анорексии может быть заложена генетически. Другие полагают, что эти болезни истекают из стресса. Третьи склоняются к тому, что анорексия и булимия — специфическая форма депрессии. Между тем доктора кафедры психиатрии, непосредственно изучающие данную форму психического и пищевого поведения, констатируют: анорексия и булимия — самостоятельные и очень опасные заболевания. И никто толком не знает, откуда и почему некоторые девочки и мальчики подвергаются этой напасти.
Честные лгуньи

Профессор психиатрии Валерий Марилов откровенно заявляет о том, что пациентов с подобным расстройством психики практически не принимают столичные неврологические или психиатрические лечебницы.
— В Москве вы не найдете ни одного стационара, где лежали бы такие больные. На лечение их берут только в специальной клинике при нашей кафедре. Дело в том, что спасти от анорексии и булимии можно, лишь постоянно контролируя каждого пациента. Надо неустанно следить, чтобы они съели хотя бы треть обеда, а не вылили его себе за шиворот. Нужно замечать, чтобы, откушав, они не побежали вызывать рвоту. К слову, в стационаре им дают самую обычную еду. Без толку кормить их черной икрой или ананасами — все равно будут выплевывать.
Некоторые психологи пытаются лечить анорексию и булимию методами гипноза и сеансами психоанализа. Но, как показывает практика, задушевные беседы на анорексиков действуют слабо. Слушая истории о бразильской модели, умершей от анорексии прямо на подиуме, о погибших пациентках нашей же клиники, они кивают, ужасаются, соглашаются со всеми доводами. И... продолжают гнуть свою линию.
Больные анорексией и булимией очень хитрые во всем, что касается диагноза. Любопытно, что вообще по жизни — это очень искренние люди. Им можно доверять во всем, кроме их пищевого поведения. Здесь они пустятся на любые уловки, лишь бы их оставили в покое. Видели бы вы, как сияют глаза у девчонок, когда они обхватывают свою талию так, что пальцы обеих рук достают друг друга! Слышали ли бы вы, с какой гордостью они заявляют: “Два года назад у меня был третий размер груди, а теперь вот нулевой!” Самое страшное, что, когда восемнадцатилетняя девушка вспоминает, что не была такой тощей, как сейчас, даже в десять лет, она недовольна полученным результатом. Ей бы похудеть еще на пару кг, потом еще, пока от нее ничего не останется.
Исчезающая красота

Пребывая в эйфории от процесса похудания, больной анорексией неадекватно воспринимает реальность. Ему или ей все равно, насколько сильно переживают за них родные. Они не замечают, что выглядят аномально, не чувствуют физической боли. Девушки давно забыли, что такое месячные, юноши имеют проблемы с эрекцией. Впрочем, сексуального влечения такие пациенты тоже не испытывают. Даже если у них есть какая-то интимная жизнь, эротического удовольствия они в ней не получают из-за расстроенного гормонального фона. Их волнует только то, что они съели сегодня и на сколько похудеют завтра. От того, что стрелка весов покажет вечером на полкило меньше, чем утром, пациентка чувствует и возбуждение и экстаз.
Больная нервной булимией Надежда рассказывает, что, пока не попала в клинику, устраивала дома такую “оргию”: брала два ведра, в одно высыпала муку, сахар, разбавляла смесь литром молока, заваривала прямо в ведре и поглощала ложками. После чего ставила перед собой другое ведро — чистенькое, блестящее изнутри и... выташнивала туда только что съеденное варево.
Надежда признается, что в этот момент испытывала ощущения, близкие к оргазму. Сейчас девушка проходит курс реабилитации в клинике и надеется вернуться к нормальной жизни. И это притом что Надя несколько раз молила родных забрать ее из больницы, уверяла, что она в норме, просто иногда ее “тошнит от лишней порции еды”.
Смертельные потери

Кстати, правильное поведение родственников, по мнению профессора Марилова, — один из залогов выздоровления пациента. В противном случае может случиться самое худшее. Доктора клиники до сих пор вспоминают, как страшный сон, историю пациентки Оксаны: 22-летняя девушка погибла от полного истощения через две недели после внепланового возвращения домой. Мать забрала ее из клиники, хотя доктора объясняли, что делать это еще рано. Но родительница настояла на своем, посчитав, что дома дочери станет лучше. Оказавшись в родных пенатах, Оксана вновь самозабвенно принялась голодать. В результате девушка скончалась от истощения — при росте 160 см она весила 23 кг.
Беда в том, что больные до последнего не понимают, что балансируют между жизнью и смертью в пользу последней. Потому что цена их гиперстройности такова: сначала организм съедает собственный жир. Когда жира уже не остается, а мозгу требуется подпитка, на съедение уходят внутренние органы: сосуды, мышцы. В том числе мышца сердца. И если у нормального человека она должна быть толщиной с палец, то у таких больных эта мышца тонка, как бумажный листок. Именно поэтому на протяжении болезни им нужно быть под строгим контролем врачей.
Между тем доктора признают, что, даже пройдя в клинике полный курс лечения, многие пациентки на воле “срываются”, и примерно 10% возвращаются обратно. К сожалению, анорексия и булимия могут преследовать пациента всю жизнь, с периодическими рецидивами. Чтобы избежать этого, “на свободе” надо жестко контролировать свое пищевое поведение и принимать медикаменты, прописанные докторами в клинике.
Здоровые обжоры

Не следует путать аннексию и булимию с таким понятием, как реактивная депрессия. Представьте ситуацию: молодой человек ушел от девушки к ее более худенькой подруге. Девушка от расстройства перестала есть и уменьшилась вдвое. При этом она не больна нервной анорексией, а переживает депрессию — реакцию на некие жизненные коллизии. Среди реакций на неприятности могут быть отказ от еды, обжорство, пьянство. Между тем есть лишь небольшая доля вероятности, что голодовка брошенной дамы приведет ее к анорексии. Скорее всего, когда боль утраты притупится, девушка вернется к обычному образу жизни.
По словам профессора Марилова, нервная анорексия в 9 случаях из 10 случается еще до того, как возникает влечение к противоположному полу. Самый ранний возраст болезни 11—12 лет. Среди глубинных причин анорексии психиатры выделяют: недовольство собственной внешностью, неприятие своего взрослеющего — более женственного или более мужественного тела. Иногда анорексия у девушек зрелого возраста связана с подсознательным нежеланием иметь детей.
Бейте тревогу

Диагностировать нервную анорексию и булимию легче у девочек. Первый и главный признак недуга у них — нарушение менструального цикла. Остальные признаки болезни одинаковы для представителей обоих полов:
•сильный страх перед увеличением массы тела и полнотой;
•чрезмерная озабоченность вопросами питания;
•неадекватная оценка формы своего тела, его размеров и веса;
•крайне избирательное отношение к пище или ограничение ее количества;
•усиленное желание пропустить прием пищи;
•стремление избегать праздников с обильными застольями;
•раздражение от того, что пища уж съедена;
•постоянный подсчет калорий в продуктах;
•чересчур активное увлечение физическими нагрузками;
•чувство нарастающей подавленности и раздражительности.
Переход анорексии в нервную булимию определить несложно: при булимии еда поглощается в неограниченных количествах с последующим применением слабительных препаратов, клизмы, вызыванием рвотного рефлекса.
Итак, если вы заметили такие признаки у себя или своих детей, не надейтесь на то, что проблема рассосется сама. Сразу обращайтесь к специалистам, которые либо опровергнут ваши страхи, либо возьмутся за сложный, но необходимый процесс лечения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру