Нырнем для храбрости!

Чтобы научить ребенка плавать, нужно выбросить круги и ласты

25 июня 2007 в 00:00, просмотров: 294

Жаркая летняя погода тянет к воде. Родители с детьми облепили водоемы повсеместно. Но многие малыши умеют плавать только в ванне, а кое-кто так и вовсе боится даже близко подойти к кромке воды. Как научить ребенка держаться на воде?

Инструктаж специально для читателей “МК” проводит тренер по плаванию Юлия ЩЕРБАКОВА.

Начинаем с мелкого

— Еще дома, до отъезда на природу, можно потренироваться в ванной, если нет возможности сделать это в бассейне, — советует Щербакова. — Пусть ребенок учится задерживать дыхание и опускать лицо в воду, пробует пускать пузыри (выдыхать в воду).

Первые шаги в “настоящей” воде должны начинаться с мелкого места, чтобы ребенок чувствовал уверенность в том, что он в любой момент может встать на ноги. Обязательно рядом должен быть кто-то взрослый, т.е. начинающему пловцу надо создать максимальное ощущение безопасности.

Не стоит тащить ребенка в воду силой: пусть он сам постепенно проявит к ней интерес.

“Углубляем” навыки

Изначально особого страха перед водой у детей обычно нет, есть скорее опаска из-за непривычных ощущений в этой пока еще непривычной среде. “Ведь и ходить он тоже учится постепенно: сначала ползает, потом начинает вставать, делает первые шаги, т.е. постепенно привыкает к новым ощущениям. То же самое — и в воде”, — объясняет тренер.

Поэтому самое главное — не предпринимать никаких действий, которые с большой вероятностью могут спровоцировать страх, боязнь воды. Ни в коем случае нельзя кидать ребенка с лодки или затаскивать на глубину. Подобные эксперименты часто приводят к тому, что малыш после такого шока не только испытывает антагонизм к водной среде, но и перестает доверять родителям (то есть подсознательно не прощает предательства). Бывает, впоследствии дети годами просто не заходят в воду, а если и заходят, то чувствуют себя в ней скованно. “Приходят на занятия такие испуганные, от лестницы не оторвать, даже десятилетние ревут на весь бассейн: “Я в воду не пойду!” Тут уже психологическая помощь требуется”, — рассказывает Щербакова.

Не навязывайте ребенку свои представления об освоении водной стихии. Ни в коем случае не ругайте его, если он осторожничает. Новую для себя среду каждый осваивает сам, в подходящем лично ему темпе. Главное — не форсировать события. Помните: то, что вам кажется очень простым, для него может быть по-настоящему страшным.

Не стоит даже брызгать на ребенка, приглашая купаться. Поначалу вода может показаться ему слишком холодной. Многие испуганные новички не желают лезть в воду, аргументируя это тем, что она… мокрая. Просто ждите. Малыш сначала потрогает ее ручкой, потом наступит ножкой, потом сядет туда. Главное — не спугнуть его в этот момент первого знакомства.

Отказываемся от кругов и ласт

Нарукавники, пояса, воротники и круги дают спокойствие родителям и иллюзию безопасности, а для ребенка лишь отдаляют процесс обучения. “Использовать нужно такие средства, которые позволяют ребенку держаться за них (например, плавательная доска из пенопласта), а не висеть в них”, — объясняет Щербакова. Кстати, надувной круг, по мнению тренера, пожалуй, самая “вредная” вещь, так как он закрепляет навык вертикального нахождения в воде. Впоследствии научить ребенка плавать правильно будет крайне сложно. По этой же причине не стоит надевать и ласты. Самое “невредное” плавсредство — это нарукавники. Малыш научится правильно работать ножками. Но лучше применять их после того, как ребенок уже освоился, иначе потом его придется приучать к воде заново, но уже без нарукавников.

Для более эффективного освоения водных навыков почаще играйте с ребенком в воде. Игры могут быть любые, лишь бы нравились малышу. Паровозик, водокачка, хоровод, “баба сеяла горох” — все это подразумевает активное движение в воде, ныряние, тренировку задержки дыхания.

С чего начать обучение, если ребенку…

От 0 до 1

Младенцы по сути появились на свет из той же водной среды, в которой они были все время до рождения. Поэтому есть смысл не разлучать их с водой и начинать занятия по методике “грудничкового плавания”.

От 1 до 3

Если ребенок занимался по методике “грудничкового плавания”, то его общение с водной средой надо продолжать, увеличивая расстояние проплывания и проныривания. Если же ребенок не занимался раньше, то можно начать, например, с посещения специализированного бассейна для плавания “мать и дитя”.

От 3 до 5

В этом возрасте ребенка можно отдавать в лягушатник — для освоения первичных упражнений. Выполняя их, малыши приобретут начальные навыки движения рук и ног. “Пузыри” — опустить лицо в воду и выдохнуть, “звездочки” — лечь на воду, раскинув руки и ноги, “стрелочки” — опираясь на специальную плавательную доску, оттолкнуться от бортика и проскользить по воде, сколько получится.

От 5 до 12

Время отдавать ребенка в секцию плавания. Тренер должен быть специалистом по начальному обучению детей, иметь профильное высшее образование. Только под его руководством ребенок научится правильно работать руками и ногами, согласовывать эти движения с дыханием и в конечном итоге освоит такие стили, как кроль на груди и кроль на спине, брасс и баттерфляй.

ВАЖНО! Родители не должны учить ребенка плавать, если они не знают точно, как это делать. Не стоит учить его плавать абы как, по-собачьи, если в перспективе планируется отдать его на обучение специалиста. Сколько времени и сил придется потратить потом тренеру на переучивание! Ваша задача — наладить отношения малыша с водой, чтобы он привык к ней и просто получал удовольствие от купания.

КСТАТИ. Желательно приобрести плавательные очки, чтобы ребенок мог видеть под водой и доставать со дна камушки (в бассейне их заменяют игрушки).




Партнеры