Дело с Манделой

Аристократ сыграл тюремщика президента ЮАР

Представитель знаменитой актерской семьи Файнс Джозеф, известный отечественным зрителям по ролям в фильмах “Влюбленный Шекспир”, “Елизавета”, “Враг у ворот”, приехал на Московский кинофестиваль с внеконкурсным фильмом “Прощай, Бафана!”. В центре картины — взаимоотношения борца за права негров и будущего президента ЮАР Нельсона Манделы и его тюремщика, белого африканера Джеймса Грегори.

Корр. “МК” расспросил Джозефа Файнса о его связях с королевской семьей, о пользе благотворительности и об ужасах расизма

— Ваше участие в фильме “Прощай, Бафана!” было продиктовано вашими политическими убеждениями или интересом к художественной стороне сценария?

— Был целый ряд причин. Во-первых, режиссер, с которым я работал на другом проекте. Я люблю его фильмы. Плюс — отличный сценарий, история, основанная на реальных событиях. Великолепная возможность для актера сыграть персонаж, являющийся полной противоположностью всем политическим идеалам, которые у меня есть. Меня такие роли привлекают.

— Как вы относитесь к личности вашего героя Джеймса Грегори? В прессе появлялись сообщения, что он доносил на Нельсона Манделу и что Мандела уже после освобождения собирался подать на Грегори в суд…

— Думаю, судебные дела, связанные с Грегори и Манделой, связаны прежде всего с тем, что Грегори по глупости опубликовал личные письма Манделы без его разрешения. До того у них с Манделой были прекрасные отношения. Публиковать эти письма было наивно и глупо со стороны Грегори — я бы не искал в этом злого умысла. Мне нравится в Грегори то, что он самый обычный человек, существующий в условиях авторитарного, диктаторского режима, когда чем меньше задаешь вопросов, тем безопаснее. И большинство так и предпочитают жить. И такая банальность зла ужасна: когда человек верит в Бога, любит свою семью, хочет, чтобы его сын поступил в университет, но одновременно считает, что черные должны знать свое место или умереть. Многие так считали — что черные, может, и неплохи, но они — недочеловеки.

— Многие фильмы, в которых вы снимаетесь, — исторические драмы. Такой выбор сознателен?

— История интересна хотя бы тем, что часто повторяется самым причудливым образом. И все эти “исторические” фильмы очень современны. Когда я думаю о фильме “Елизавета” (фильм Ш.Капура с Кейт Бланшетт в роли английской королевы Елизаветы, в котором Файнс сыграл ее возлюбленного сэра Роберта Дадли. — Г.Т.), я думаю о политических интригах — это такой вариант “Крестного отца”. Это то, что происходит в политике и сегодня. “Влюбленный Шекспир” (фильм Дж. Мэддена, в котором Файнс исполнил роль Уильяма Шекспира. — Г.Т.) — притча о нравах, царящих сегодня в мире кинобизнеса. Очень ироничный фильм. Меня больше всего в фильмах привлекает состояние человеческой души, а это не устаревает никогда и не выходит из моды.

— Утверждают, что вы — восьмиюродный брат Его Королевского Высочества принца Уэльского. Каково это — ощущать свое родство, пусть и дальнее, с британской монархией?

— (Приосанившись.) Да, примерно через два года я займу британский трон и буду правящим монархом. (Смеется.) Не знаю, насколько это правда, может, только слухи… Боюсь, моя кровь недостаточно чиста.

— Но, во всяком случае, вы — одна из ключевых фигур в благотворительной организации, возглавляемой принцем Уэльским. Он за вас замолвил словечко?

— Я действительно много работал на эту организацию. Мне кажется, мы делаем очень благородное дело — помогаем опустившимся на дно молодым людям вернуться в общество и максимально использовать свой потенциал. Нет, принц лично меня туда не приглашал — ко мне обратились из организации. Видел ли принц мое имя в списке кандидатов? Может быть. Но принц Уэльский — также спонсор Королевской шекспировской труппы. Я встречался с ним несколько лет назад.

— Другой ваш родственник, вызывающий восхищение, — баронет Рэнулф Файнс, путешественник и исследователь, поставивший несколько мировых рекордов. Вы не планируете никаких совместных проектов — вроде полета на воздушном шаре вокруг Земли?

— Он — замечательный человек, очень обаятельный, настоящий джентльмен, в котором жив дух первопроходца… Последний из великих исследователей, таких уже нет. Да и исследовать уже почти нечего. Он написал несколько книг. И я часто думал, что, может быть, стоит сделать фильм на основе книги. Но на это нужно много времени и сил, а я был очень занят, он — лазал по горам. Но вообще идея хорошая…

— Среди ваших “русских” — комиссар Данилов в фильме “Враг у ворот” и студент Беляев в тургеневском “Месяце в деревне”. В планах есть еще русские роли?

— Тургенев — гениальный писатель, и “Месяц в деревне” — замечательная пьеса, с призраком революции, маячащим где-то в отдалении, как гроза. Я люблю русскую литературу, люблю Островского, люблю его “Лес”, Счастливцева и Несчастливцева — это замечательные персонажи. В русских персонажах меня привлекают душа, глубина, гуманизм, юмор, когда можно смеяться и плакать одновременно — это удивительно. Я с удовольствием сыграю русского, если такое предложение еще появится…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру