Пираты XXI века

Как отнять мобильный хит?

27 июня 2007 в 20:46, просмотров: 218

Три века назад историк Карамзин дал самую краткую и исчерпывающую характеристику происходящего в России — «воруют». С тех пор изменились лишь способы столь популярного в нашей стране занятия. Сегодня врываться, к примеру, в банк в черной маске, угрожая пистолетом, — дурной тон. Теперь воры с достоинством ходят в дорогих костюмах и с папками документов в руках — в XXI веке в моду вошла кража объектов интеллектуальной собственности…

Разговаривать по мобильному и при этом не платить — мечта любого. Как сделать мечту реальностью, додумались именно в России. Услуга «Гигафон» — изобретение простое, как все гениальное. Идея сделать бесплатными наши разговоры по мобильному телефону представлялась нереальной — «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Оказалось, это не совсем так. Например, мы ничего не платим за ТВ, поскольку все расходы ложатся на рекламодателей. Почему же нельзя этот принцип использовать для мобильного телефона? — задумались специалисты компании «ГДМ групп». И вот уже в 2006-м году на рынке появилась услуга «Гигафон», подключившись к которой, абонент в момент входящего звонка получает рекламный баннер, а к его счету автоматически прибавляется определенная сумма денег. Привлекательность новой идеи достаточно быстро была оценена  потребителями: желающих подключиться становится все больше с каждым днем.

Правда, пока эта услуга доступна лишь владельцам смартфонов, но и это — огромная аудитория… Предоставление этой услуги во всем мире запатентовано как изобретение российской компании. Компания «ГДМ Групп» одна из первых планирует экспортировать на Запад не сырье, а интеллектуальный продукт. Интерес к российскому изобретению проявляют крупнейшие мировые компании. Стоит отметить, что во всем мире не зарегистрировано ни одной попытки нарушить патент «ГДМ-Групп». Во всем мире, кроме… России.

До декабря «ГДМ Групп» была единственной компанией, предоставляющей услугу оплаты за баннер в момент входящих звонков, но в конце прошлого года появилась еще одна компания. Ее услуга в точности копирует «Гигафон», разница, практически, только в названии. Каково же было удивление руководства «ГДМ-Групп», когда во главе компании-конкурента они узнали своего бывшего сотрудника Олега Тетерина. «ГДМ-Групп» разослала письмо всем партнерам, в котором немедленно уведомила, что располагает эксклюзивными правами и обвинила его в мошенничестве. Реакция была странной. Сообщив, что «ГДМ Групп», в которой он работал, не выполнила неких договоренностей, Тетерин подтвердил факт, что является руководителем компании, предоставляющей услугу, аналогичную «Гигафону». В качестве правового обоснования он сослался на некий документ, который, кстати, очень хотелось бы увидеть. А между тем патент «ГДМ-Групп» уже давно был опубликован в прессе.

Неудивительно, что после обращения в правоохранительные органы адвокатов и руководства ЗАО «ГДМ Групп» по материалам проверки УБЭП ГУВД г. Москвы было возбуждено уголовное дело по факту нарушения патентных прав. Как рассказал газете адвокат «ГДМ-Групп» Александр Костанянц, дело возбуждено Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы, а к материалам приобщены заключения патентных поверенных, выводы которых однозначно констатируют факт нарушения ст. 10 патентного закона РФ (незаконное использование запатентованного изобретения). По мнению адвоката Костанянца, это порождает наличие состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 147 УК РФ, санкция по которому — от 200 000 рублей до 2-х лет, а в отдельных случаях по ч. 2 ст. 147 УК РФ — до 5 лет.

Известно, как бывший менеджер  объяснял свои действия представителям СМИ. Объяснения кажутся, по меньшей мере, наивными. Он подтвердил, что работал в «ГДМ-Групп» в качестве исполнительного директора и занимался именно проектом «Гигафон». При этом он заявил, что это было «на 80% его изобретение». Такое утверждение не может не заинтересовать реальных патентообладателей. Какие расчеты позволили вычислить в процентах собственную долю прав на изобретение? Кому в таком случае принадлежат остальные 20% и получают ли эти лица пропорциональный доход от прибыли? И, наконец, где документальные подтверждения всех этих рассуждений?

Впрочем, реальные дела за плечами бывшего сотрудника «ГДМ Групп» тоже имеются. До них предприимчивый менеджер «позаимствовал» раскрученное название программы «Русский хит» и отбивался от исков о нарушении прав. При том что программа «Русский хит», производимая «Русским радио», была  единственным зарегистрированным СМИ с таким названием. Словом, опыт в создании «двойников» уже есть. Тоже выход — правда,  только до того момента, пока к делу не подключаются правоохранительные органы. Ведь вопрос об охране интеллектуальной собственности стоит сегодня в России особенно остро. Закон позволяет применять серьезные санкции к его нарушителям.

Хочется верить, что Тетерин отдает себе в этом отчет.



Партнеры