С москвичами случилась еда

Поддельные продукты — почти в любом магазине

Как, покупая продукты, не нарваться на подделку? Ответ: никак. Подпольные заводы работают без перерыва, снабжая оптовиков и магазины левой едой. И эксперты фирм-производителей регулярно обнаруживают левак в продаже. Например, “фирменные” дрожжи, которые не бродят. Или приправу, в которой доминирует обычная соль. Проверив вместе с милиционерами и экспертами одну из оптовок, корреспонденты “МК” увидели продовольственный беспредел своими глазами.

С раннего утра к расположенному на 51-м километре МКАДа рынку под гордой вывеской “Престиж-М” тянутся автомобили закупщиков. Вдоль рядов разложены мешки с макаронными изделиями, консервы и прочий ходовой продтовар. Мы с сотрудниками Управления по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка столичного ГУВД подъезжаем туда на двух неприметных машинах. Здесь нас уже дожидаются “коллеги” — несколько мужчин средних лет, на вид похожих на коммерсантов, что закупают товар.

— Только нас не фотографируйте! — просит один из них. Он не называет своего имени, представляется просто “экспертом”. Потому что светиться ему с коллегами ни в коем случае нельзя. Эксперты уже приметили в одной из палаток поддельные дрожжи известной фирмы, купили пакетик, и теперь дело за милиционерами.

Пока стражи порядка разбираются с торговцами, один из спецов по подделкам показывает для сравнения два пакетика дрожжей — “правильный” и “неправильный” (их продают в соседних палатках). И поясняет:

— Начнем с того, что здесь продают дрожжи по 4 рубля, а отпускная цена у них на фирме — 5 рублей. Значит, должны продавать минимум за 6—8. И внешне пакетики одинаковы лишь на первый взгляд. Смотрите: у настоящего картинка с контуром, у фальшивого — нет. А теперь потрогайте-ка края: пакетик должен быть запаян и обрезан со всех сторон. А на поддельном — только с одной, он сложен, как конверт.

— Такие дрожжи “работать” не будут, — вторит ему коллега.

Откуда эксперты знают все эти тонкости и кто они вообще такие? Как пояснил один из мужчин, все они — бывшие сотрудники органов. Милиционеры, налоговики, комитетчики. А сейчас работают в частной компании, помогающей честным фирмам выявлять фальшивки. Таких компаний в столице, оказывается, несколько. И они плотно сотрудничают и с производителями, и с милицией. Эксперты прошли в фирмах специальное обучение. А внешние признаки подделок им сообщают сами производители.

— У нас бывает все как у сыщиков: и командировки, и засады, и слежки, — поясняет наш собеседник. — Торговцы на наше появление реагируют по-разному. Случается, что угрожают.

Но в этот раз все проходит мирно. Начальник службы безопасности рынка заявляет: “Если нет разрешения, я костьми лягу, а буду препятствовать фотосъемке”. Но вид при этом у него скорее растерянный, чем суровый. Переговорив с милиционерами, секьюрити удаляется.

А торговцы привычно объясняют, что хозяин торговой точки, мол, будет завтра. И заверяют, что сами пользуются поддельными продуктами, но животы у них никогда не болели.

— Это правда. Сейчас почти нет случаев, когда после употребления поддельного товара покупателю становится плохо, — подтверждает эксперт. — Раньше варганили жидкость для мытья посуды из зеленки и жидкого мыла, а в порошок вместо цветных гранул добавляли битое стекло…

Между тем один из экспертов замечает, что не все в порядке у торговцев и с приправами. Фольга на пакетиках не того качества, краска осыпается. Кстати, тут распознать подделку на вкус просто: в левой приправе слишком много соли.

— Изъятые дрожжи и приправа будут направлены на экспертизу, дальше по делу будет суд, — резюмирует милиционер. — Обычно фальшивый товар уничтожается на полигоне, а на продавца накладывается штраф. В данном случае, поскольку это индивидуальное предприятие, он будет в размере 4—5 тысяч рублей (для ООО — 30—40 тысяч). Если же продавец попадется повторно, ему будет светить уже уголовный срок.

— К сожалению, то, что вы сейчас видите, — лишь вершина айсберга, — вздыхают ревизоры. — Но торговцы никогда не скажут, кто их поставщики. Их песня одинакова: “Привезли товар, предложили купить, я и купил”. Или: “Купил продукты на рынке, но где конкретно — не помню”. И выйти на подпольный завод, прикинувшись торговцем, трудно. Поставщики подделок работают только с теми, кого давно знают.

Какая выгода коммерсантам брать на реализацию левый товар? Арифметика проста. Только в одной палатке ждали своего покупателя более 50 коробок с дрожжами, в каждой — 60 упаковок. Вот и считайте.

Как объяснили милиционеры, продукцию на оптовом рынке берут на реализацию и магазины. А эксперты добавили, что сейчас в Москве более-менее безопасно отовариваться лишь в хороших супермаркетах. И то не всегда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру