ММКФ: Выбор «МК»

За рамками порнореализма

29 июня 2007 в 13:54, просмотров: 452

«ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ФИЛЬМОВ»      

Импорт-экспорт

Австрия, 2006

Режиссер: Ульрих Зайдль

В ролях: Екатерина Рак, Пол Хофманн, Майкл Томас

Фестивали:

Каннский фестиваль 2007 - конкурс

Безработный австрияк Пауль устанавливает давно списанные игральные автоматы в отсталых точках Восточной Европе. Отсталых настолько, что с трудом верится в реальность происходящего на экране. Но таков уж почерк Зайдля — опытный документалист умеет голыми фактами пронзить нас до самых неконтролируемых глубин. Параллельно развивается история украинской медсестры Ольги. Задержки и без того мизерной зарплаты толкают на поиски новой работы. Ольга найдет ее только в австрийском доме престарелых, но еще до эмиграции успеет поработать в интернет-борделе. Пожалуй, Зайдль ближе всего к порнореализму. Но порнореалисты всеми силами стараются, чтобы зритель не возбуждался, ведь по намерению возбудить в первую очередь и опознают порнографию. Поэтому прежде чем потрахаться, порнореалистичные герои должны исстрадаться и сделать минет не столько из желания, сколько из сострадания. Зайдлю же до зрительского возбуждения нет никакого дела. Понятно, что в борделях работают сексапильные девчонки, так что незачем пихать в эту сцену заслуженную артистку и ее морщины. «Отверни свое лицо, мне нужна жопа», - орет клиент в фильме Зайдля. Против этой правды жизни возразить нечего. Впрочем, при всей порнографичности медсестра, которая тянется попкой к веб-камере — довольно емкий образ того, как мы обращаемся с техникой, а техника — с нами.    

Оценка МК: 4

 

КОНКУРС

Вива

США, 2006

Режиссер: Анна Биллер

В ролях: Анна Биллер, Джаред Санфорд

Калифорния, 1970-й год, самый разгар сексуальной революции. Молодой домохозяйке Барби нужно что-то делать с собой, пока муж пропадает то на работе, то на лыжных курортах. Идеи приходят Барби исключительно в пенной ванне, когда она листает журналы с мягкой порнографией. А лучшая подруга помогает воплотить эти идеи в жизнь. Сюжет – «Эммануэль». В 70-е такие фильмы собирали полные залы. Но сейчас не 70-е, что режиссеру Анне Биллер прекрасно известно. У нее нет никакого желания разоблачать ту эпоху, серьезно изучать ее или ностальгировать. Она играет ее штампами, намеренно огрубляя их. Ее Эммануэль недаром носит кукольное имя — она словно всю жизнь смотрела МузТВ. Другие персонажи не лучше. Актеры с упоением валяют дурака, утрируя каждую интонацию и жест. Максим Галкин, пародирующий Ренату Литвинову, в их компании смотрелся бы угрюмым столпом системы Станиславского. Короче, так плохо можно играть только в порнографии. Анна Биллер берет от порно именно его эстетику — глупейшие реплики, аляповатый декор, нижнее белье кричащих оттенков, но при этом вся обнаженка остается зак кадром (ладно, почти вся). По сути, она сделала то, что в музыке называют easy listening. Никого давно не удивляет, что умные ди-джеи собирают коллажи из музыки для лифтов и прочего  барахла. Их еще называют саундтреками к несуществующим фильмам. Так почему бы к таким саунтрекам умной девушке хотя бы раз не сделать фильм? 

Прямая речь

—  В начале 70-х в США выходил эротический журнал, который так и назывался «Вива». Эта отсылка для вас имеет особый смысл?

Анна Биллер: Когда я начала снимать фильм, я об этом журнале ничего не знала. Моя героиня, прежде чем пуститься во все тяжкие, берет себе псевдоним Вива, что означает «жизнь». Потом мне рассказали о журнале и даже дали полистать несколько номеров. После этого я стала замечать, что между моим фильмом и этим журналом есть что-то общее.    

Оценка МК: 3

 

«ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ФИЛЬМОВ»      

Запрещено к показу!

США, Великобритания. 2006

Режиссеры: Мэттью Барни, Сэм Тэйлор-Вуд, Марина Абрамович, Гаспар Ноэ, Ларри Кларк, Ричард Принс, Марко Брамбилла

Фестивали:

Сандэнс 2006 – конкурс

МКФ в Локарно 2006 – конкурс

МКФ в Эдинбурге 2006 – конкурс

МКФ документальных фильмов в Амстердаме — конкурс

Каннский фестиваль — в программе «Неделя критиков»

Если Зайдль по стилю очень близок к порнореалистам, но не разделяет их философии, то в этом сборнике все наоборот: стиль с порнореализмом никак не спутаешь, а вот эффект похожий — изощряясь в формальных экспериментах, авторы остались верны главной заповеди порнорелизма «Не возбуди!». Кого, например, может возбудить муж Бъорк Мэттью Барни, когда он трется членом о ведущий вал грузовика на ходу: автолюбителей непростой ориентации, женщин с запросами, или саму Бъорк? Исключение составляет только Ларри Кларк, который до сих пор осторожничал в фильмах о подростках. Тут он дал себе волю и снял самый настоящий порнокастинг по всем правилам жанра, разве что диалоги получились при этом честнее обычного. 

Оценка МК: 3

 

 



    Партнеры