Госдума установит бизнесу потолок

Их точного количества не знает никто. Они растут как грибы и так же быстро исчезают, не выдержав однобокого "симбиоза" с государством. Зато аббревиатура МСБ — малый и средний бизнес — все чаще звучит в различных коридорах власти.

Для них даже написали новый законопроект, который уже прошел первое чтение в Госдуме. Однако те из предпринимателей, кто его видел, не обрадовались. На днях документ снова появится в нижней палате парламента. А пока он дорабатывается ко второму чтению.

Почему вызвал критику в кругах МСБ первоначальный вариант законопроекта, “МК” спросил у главы Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александра ИОФФЕ.

— Александр Давидович, как вы оцениваете законопроект “О развитии малого и среднего бизнеса”, прошедший первое чтение?

— Безусловно, это шаг вперед. Кроме основного посыла, что малый и средний бизнес — это хорошо в принципе, в нем введены новые критерии бизнес-структур. Появились определения “микро” и среднего бизнеса (предприятия с численностью работников до 15 и 250 человек соответственно. — “МК”). Большая роль в законопроекте отводится общественным институтам: ассоциациям и советам. И все равно документ носит рамочный, хотя и очень важный в политическом смысле, характер. И это несмотря на многолетние согласования его многочисленных версий. Трудились мы все очень много — но из правительства законопроект появился вообще в урезанном виде, он нуждается в очень серьезной доработке. У самого бизнеса замечаний много, но есть особенно принципиальные вещи. Их можно назвать вредными, если хотите.

— И что в новом документе “вредит” бизнесу больше всего?

— Взять хотя бы критерии отнесения предприятий к той или иной форме бизнеса. В действующем законодательстве есть лишь ограничение по численности работников. В новом появились еще два критерия: “размер выручки или стоимость активов”. На самом деле в Европе действительно существует ограничение по обороту. Но там и цифры, измеряемые десятками миллионов евро, то есть действительно достаточно широкий простор для развития. До потолка далеко — есть куда расти. Так вот в нашем законе это напрямую не прописали. Дескать, дело тут деликатное — пусть правительство и определит верхнюю планку, опираясь на статистику. Но на самом деле никакой статистики нет! По оборотам толком ничего неизвестно, а уж по активам — так и вовсе. Более того, про те же средние предприятия мы не знаем ровным счетом ничего (хотя вводим законодательно эту норму). А значит, правительство обратится за помощью к Министерству финансов, которое известно своей давней и пламенной “любовью” к представителям малого и среднего бизнеса. Потому это будет некая “средняя температура по больнице”. А если серьезно, то будут “подрезаны” наиболее развивающиеся регионы. В том числе — Москва.

— А выход есть?

— Дело в том, что, пропиши правительство эти цифры, они все равно будут содержаться в подзаконных актах. А их, как у нас это всегда бывает, будут очень долго выпускать (вспомните хотя бы прошлогоднюю историю с алкогольным рынком). Выход: оставить на время в покое эти два дополнительных критерия, вывести их из законопроекта и кропотливо собирать статистику в течение года. Вы спросите у налоговой, готова ли та предоставить вам данные? И она ответит: нет! Нужно этот год не разговаривать всем вместе, а действительно работать. Иначе закон получится не “о развитии”, а “о торможении” малого и среднего предпринимательства.

— Одним из участников съездов маленьких и средних бизнесменов как-то раз было сказано: если закон выйдет в таком виде, то лучше бы его вообще не было…

— Ничего удивительного. Вот вам новый пример: в законопроекте есть еще одна “интересная” норма. Изначально был введен перечень тех, кому не может оказываться государственная помощь. Вполне разумная вещь. Допустим, не положено помогать финансовым структурам (например, банкам, которые по формальным признакам подпадают под определение малого бизнеса) или предприятиям игорного бизнеса. Но! В новый документ кто-то умудрился “забабахать”, только вдумайтесь, организации, которые производят и, подчеркиваю, реализуют подакцизную продукцию. Когда мы увидели слово “реализуют”… В общем, уже пару месяцев как пытаемся что-то доказать, но наше правительство стоит как скала.

— Так это же весь потребительский рынок?!

— Совершенно верно. В Москве — это 50% малого и среднего бизнеса. А в других регионах — это процентов 80! Кто не понимает — это школа предпринимательства. Они такие же люди, и почему им нельзя оказывать господдержку, непонятно. А самое страшное, что автор этого всего — наше федеральное правительство.

Кроме того, меня смущает норма этого законопроекта, которая предусматривает обеспечение равного доступа всех субъектов малого и среднего бизнеса ко всем формам поддержки. Различные формы нуждаются в помощи разного рода, а так получится, что мы предоставим среднему бизнесу больше прав, чем малому.

Остается добавить, что на прошедшем на днях заседании Комитета Госдумы по экономполитике законопроект был отправлен на доработку. Будем надеяться, что предложения самих предпринимателей будут услышаны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру