Госдума установит бизнесу потолок

Александр ИОФФЕ: “Если ничего не изменить, то получится закон не о развитии малого бизнеса, а о торможении”

Их точного количества не знает никто. Они растут как грибы и так же быстро исчезают, не выдержав однобокого “симбиоза” с государством. Зато аббревиатура МСБ — малый и средний бизнес — все чаще звучит в различных коридорах власти. Для них даже написали новый законопроект, который уже прошел первое чтение в Госдуме. Однако те из предпринимателей, кто его видел, не обрадовались. На днях документ снова появится в нижней палате парламента. А пока он дорабатывается ко второму чтению. Почему вызвал критику в кругах МСБ первоначальный вариант законопроекта, “МК” спросил у главы Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александра ИОФФЕ.

— Александр Давидович, как вы оцениваете законопроект “О развитии малого и среднего бизнеса”, прошедший первое чтение?

— Безусловно, это шаг вперед. Кроме основного посыла, что малый и средний бизнес — это хорошо в принципе, в нем введены новые критерии бизнес-структур. Появились определения “микро” и среднего бизнеса (предприятия с численностью работников до 15 и 250 человек соответственно. — “МК”). Большая роль в законопроекте отводится общественным институтам: ассоциациям и советам. И все равно документ носит рамочный, хотя и очень важный в политическом смысле, характер. И это несмотря на многолетние согласования его многочисленных версий. У самого бизнеса замечаний много, но есть особенно принципиальные вещи. Их можно назвать вредными, если хотите.

— И что в новом документе “вредит” бизнесу больше всего?

— Взять хотя бы критерии отнесения предприятий к той или иной форме бизнеса. В законодательстве есть лишь ограничение по численности работников. В новом появились еще два критерия: “размер выручки или стоимость активов”. Но на самом деле никакой статистики нет! По оборотам толком ничего неизвестно, а уж по активам — так и вовсе.

— А выход есть?

— Дело в том, что, пропиши правительство эти цифры, они все равно будут содержаться в подзаконных актах. Выход: оставить на время в покое эти два дополнительных критерия, вывести их из законопроекта и кропотливо собирать статистику в течение года.

— Одним из участников съездов маленьких и средних бизнесменов как-то раз было сказано: если закон выйдет в таком виде, то лучше бы его вообще не было…

— Ничего удивительного. Вот вам новый пример: в законопроекте есть еще одна “интересная” норма. Изначально был введен перечень тех, кому не может оказываться государственная помощь. Вполне разумная вещь. Допустим, не положено помогать финансовым структурам (например, банкам, которые по формальным признакам подпадают под определение малого бизнеса) или предприятиям игорного бизнеса. Но! В новый документ кто-то умудрился “забабахать”, только вдумайтесь, организации, которые производят и, подчеркиваю, реализуют подакцизную продукцию. Когда мы увидели слово “реализуют”…

— Так это же весь потребрынок?!

— Совершенно верно. В Москве — это 50% малого и среднего бизнеса. А в других регионах — это процентов 80! Кто не понимает — это школа предпринимательства. Они такие же люди, и почему им нельзя оказывать господдержку, непонятно. А самое страшное, что автор этого всего — наше федеральное правительство.

Остается добавить, что на прошедшем на днях заседании Комитета Госдумы по экономполитике законопроект был отправлен на доработку. Будем надеяться, что предложения самих предпринимателей будут услышаны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру