Филиппе ля комедия

Главный приз ММКФ остался в России

На закрытие 29-го Московского кинофестиваля не пустили Филиппа Киркорова — опоздал. И это настолько правильный жест, что за него, право слово, можно смело простить организаторам половину огрехов. Как бы там ни было — а фестиваль состоялся. И на время проведения если и не принес в столицу праздник кино, то хотя бы создал видимость.

Конечно, хочется больше узнаваемых звезд. В этом году их было так мало, что Кустурице пришлось вернуться на закрытие с премьеры своей рок-оперы “Время цыган” в Париже. И не зря — балканский хулиган снова повеселил публику. “Никитушка, братушка, ты теперь больше не мой дизайнер”, — намекая на тот костюм, как оказалось — из зимней коллекции, что Михалков подарил Кустурице на открытии, поэтому Эмиру пришлось надеть другой. Кстати, никто не ожидал, что тот окажется таким модником — светло-коричневый костюм, голубая рубашка и красный галстук смотрелись на любителе мятых штанов ну очень элегантно.

Конечно, хочется большей ясности, что, где и как происходит. И для кого. Чтобы журналисты вовремя попадали на показы фильмов, переводчицы не перебивали говорящих, фильмы не вылетали из программ в последний момент, а вместо никому не известных людей на торжественной церемонии и банкете по случаю закрытия приглашали цвет отечественного кинематографа. Со звездами в этот раз — видимо, по причине субботы: все разъехались на дачи — вообще было негусто. От “золотого фонда” пришли только Ирина Мирошниченко — благо до “Пушкинского” ей от дома два квартала пройти — да Александр Митта. От среднего поколения — Егор Кончаловский, Максим Суханов, Лариса Гузеева, Вера Глаголева, Екатерина Редникова, Марат Башаров. От молодежи — Алена Бабенко, Константин Крюков и Настя Цветаева. В общем, маловато будет.

Но не все так печально в кинокоролевстве. Во-первых, главный приз снова достался российской картине — “Путешествие с домашними животными” Веры Сторожевой. У фестиваля в этом году вообще получилось женское лицо: программный директор Кирси Тюккюляйнен, Рената Литвинова в жюри, Лариса Садилова и Вера Сторожева в основном конкурсе. Прогрессивно. Смело. Честно. И судя по слезам в глазах, дрожащим рукам и словам победителей: “Это так неожиданно. Это так ожидаемо и желаемо”, — “Золотой Святой Георгий” по-прежнему важен и значителен.

Во-вторых, на фильмы ММКФ люди в этом году ходили тысячами. И глядя на высокие оценки зрительских симпатий, понимаешь, что кино им понравилось. В-третьих, Михалков на закрытии и не старался держаться пафосного официоза, который вроде бы полагается подобному мероприятию. Вместо этого он создал расслабленную, почти домашнюю атмосферу, которая воспринималась очень естественно. Ну нет в российском кино другого такого человека, который мог бы столь виртуозно строить хорошую мину при не самой удачной игре.

Но лучшим моментом вечера стала мощная речь польского актера Даниэля Ольбрыхского, которому режиссер фильма-закрытия “Железнодорожный роман” Клод Лелуш вручил приз за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К.Станиславского “Верю. Константин Станиславский”.

— Дорогие друзья, счастье бывает очень редко. Очень немного лет назад — двенадцать — ваш и наш, конечно, Булат Окуджава прислал мне телеграмму, в которой написал: “Даниэль, дорогой, я тебе желаю счастья. Если оно существует”. Я знаю, что оно бывает иногда. И хочу этот момент настоящего счастья пережить сейчас с вами, с моими любимыми не только режиссерами, но и друзьями. Какими мне были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Вообще Московский кинофестиваль — это мое детство профессиональное. Наша юность. Здесь я познакомился с Никитой. Мы много выпивали, но, видно, умно очень — вы посмотрите на нас. — Тут засмеялись оба — и Михалков, и Ольбрыхский. — Когда я жил в Париже, я встретил моего французского друга (Клода Лелуша. — Авт.). И как прекрасно, что сегодня мы здесь опять вместе. Приз называется “Я — верю”. И я хочу по Булату ответить, что я верю:

Пока еще хватает времени и огня.

Дай же Ты всем понемногу… И не забудь про меня.

Елена АРДАБАЦКАЯ, Никита КАРЦЕВ.

ПОБЕДИТЕЛИ ММКФ — “МК”

Главный триумфатор вечера, Даниэль ОЛЬБРЫХСКИЙ:

— Не тяжело держать приз?

— Тяжело. Очень.

— Может, вам помочь?

— Нет, что вы. Надо же ни в коем случае его не потерять.

— Вы к нам прилетели из Варшавы, где только что отыграли спектакль...

— Да, еще вчера я играл в “Короле Лире” в постановке Андрона Кончаловского. И в кино я снимаюсь, и в Польше, и во Франции, иногда и у вас — каждый год что-то еще есть. Так что я прилетел всего на несколько часов.

— Свою самую первую международную награду вы получили именно на ММКФ. А сегодня вам здесь же вручают приз уже как мэтру. Надеюсь, не в последний раз.

— Надеюсь. Но не так важно, что награждают. Главное, что работа есть. Вы знаете, у меня есть специальное место — целая комната, где я храню все свои награды.

— Может, для приза имени Станиславского нужна отдельная комната?

— Нет, для этого нужен слишком большой дом.

— А вы намекните мэру Варшавы, что пора расширять жилую площадь…

— Я живу в тридцати километрах от Варшавы, в лесу, — мне там больше нравится.

Актриса Ксения РАППОПОРТ, которой Джузеппе Торнаторе посвятил свой приз за лучшую режиссуру фильма “Незнакомка”, где она сыграла главную роль:

— Когда ты снимаешься в фильме, ты не думаешь ни о каких призах. Просто это была очень интересная работа с замечательным режиссером — высоким профессионалом своего дела. Я очень рада за Торнаторе и поздравляю его.

Вера СТОРОЖЕВА, режиссер фильма “Путешествие с домашними животными”:

— Вообще такой праздник, счастье, радость, и так все неожиданно. Сердце, наверное, колотилось 250 ударов в минуту. Жаль, наша героиня Ксения Кутепова опоздала — не видела, как все это происходило, а нашего героя Димы Дюжева нет в Москве. Но предчувствие, честно говоря, было. Мне казалось, наше кино самое лучшее все равно. Какие-то фильмы я смотрела, про другие читала, что критики пишут, сравнивала… Хотя это же никогда не совпадает. Но тут — совпало… Я выбрала эту историю, потому что она нестандартная, необычная — в ней нет прямого активного действия. Есть жизнь человеческого духа, который хочет себя распознать, понять… И пока ты не поймешь, ради чего твое “я”, ты не сможешь и адаптироваться в этом мире и завести семью. Мне кажется, самое главное, когда ты уже не молодой человек, — это не страдания любовные, а семья. (О фильме “Путешествие с домашними животными” см. в “МК” за 27.06.)

Игорь ТОЛСТУНОВ, продюсер фильма “Путешествие с домашними животными”:

— Это ваша первая победа на Московском фестивале. Притом у вас две номинации на “Оскар” — “Вор” Павла Чухрая и “Восток—Запад” Режиса Варнье. Что все-таки русскому продюсеру ценнее и приятнее?

— Да практически всем Московский приятнее. В первую очередь масштабом перспектив. Я причем говорю это без иронии. Для меня лично как продюсера победа на ММКФ открывает большие перспективы на российском рынке — телевизионном прежде всего...

Честно скажу — не жил предчувствием победы. И даже не старался как-то узнать.

Призы 29-го ММКФ

Главный приз за лучший фильм “Золотой Святой Георгий” — “Путешествие с домашними животными” режиссера Веры Сторожевой.

“За лучший фильм конкурса “Перспективы” и сертификат на десять тысяч метров кинопленки — “Монотонность” Юриуса Поскуки.

Приз за лучшую режиссерскую работу — Джузеппе Торнаторе за фильм “Незнакомка”.

Приз за лучшее исполнение женской роли — Кирсти Стубо за роль в фильме Яноша Саса “Опиум”.

Приз за лучшее исполнение мужской роли — Фабрис Лукини за роль в фильме французского режиссера Лорана Тирара “Мольер”.

Специальный приз жюри — режиссер Алеко Цабадзе за фильм “Русский треугольник”.

Приз Жюри Международной кинокритики (ФИПРЕССИ) за лучший фильм Основного конкурса — “Ничего личного” Ларисы Садиловой.

Приз Федерации киноклубов России и приз Жюри Российской кинокритики за лучший фильм Основного конкурса — “Временное освобождение” Эрика Клаузена.

Приз Федерации киноклубов России за лучший фильм Российской программы — “Изгнание” Андрея Звягинцева.

Приз зрительских симпатий лучшему фильму Основного конкурса — “Мольер” Лорана Тирара.

Специальный приз “За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского” под названием “Я верю” — Даниэль Ольбрыхский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру