Вишневый склад

В Чеховском районе Подмосковья незаконно застраиваются тысячи гектаров пашни

На днях генпрокурор Чайка, председатель Счетной палаты Степашин и министр сельского хозяйства Гордеев провели совместную коллегию, посвященную правонарушениям в земельных отношениях. За закрытыми дверями государственные мужи пришли к выводам, которые и так у всех на слуху: в сфере оборота земли, особенно земли, предназначенной для сельского хозяйства, творится черт знает что.

В Подмосковье один из выдающихся в этом плане районов — Чеховский. Сотни гектаров пашни здесь пущены под застройку росчерком пера всего лишь главы района. Хотя по закону вывести землю из сельхозоборота могут только областные власти.

Но вот что самое интересное: никто никаких нарушений в этой истории пока не видит и восстанавливать справедливость не торопится.

“МК” попытался разобраться в ситуации.

Небо в… “КамАЗах”

Тревогу забили жители деревни Новоселки: на поле, что сразу за их домами, по весне вышли не трактора с плугами-боронами и прочими сеялками-веялками, а бульдозеры. В считанные дни пашня превратилась в стройплощадку: верхний слой почвы срезали, на образовавшийся пустырь нагнали техники и навезли бытовок. Даже асфальтовую дорогу в глубь поля проложили.

Жителям строители пояснили: бывшая совхозная земля нынче в частной собственности, поэтому новые хозяева что захотят, то на ней и построят. А хотят они — склады.

Деревня Новоселки, что в пяти верстах от Мелихова, — составная часть Чеховского музея-заповедника: здесь находится школа, построенная А.П.Чеховым. Но тему вторжения дикого капитала в патриархальную сельскую жизнь местные жители изучали не по чеховской пьесе “Вишневый сад”, а на собственном горьком опыте. В роли коллективного Лопахина пару лет назад выступили восемь фирм с непонятными иностранными именами. В километре от деревни они построили огромный производственно-складской комплекс.

— С тех пор фуры идут через нашу деревню день и ночь, — возмущается Валентина Карманова. — Это кошмар какой-то — 500 огромных машин в сутки! А расстояние от дороги до некоторых домов 5 метров. Мало того что мы уснуть не можем, кое-где уже фундаменты трескаются, печки отъехали от стен!

И тут вдруг жители узнают о новом строительстве. По завершении которого некогда тихая деревенька будет полностью отрезана от природы и окажется в кольце промзон. Письмо напуганных такой перспективой сельчан было напечатано в “МК” (“Мы еще увидим небо в алмазах”, 16 мая). На публикацию отреагировала областная прокуратура, поручившая коллегам из района проверить факты.

Не верь глазам своим

Проверка выявила массу нарушений при проведении строительных работ. Если говорить коротко, все действия новых собственников — от выравнивания площадки посреди поля до прокладки к ней дороги — были незаконными.

Возведению любого объекта должно предшествовать получение разрешения на строительство. Этот документ выдают местные власти, но прежде застройщик должен собрать примерно два десятка согласований в разных инстанциях: в природнадзоре, стройнадзоре, адмтехнадзоре, санэпиднадзоре и т.д. и т.п. Так вот все эти согласования у нашего застройщика — ООО “ПНК-Чехов” — начисто отсутствовали.

Стройку приостановили. Замечательно. Но куда больше и жителей Новоселок, и журналистов “МК” волновал совсем другой вопрос: каким образом вообще стало возможно строительство на бывшем поле? Ведь строить на землях сельхозназначения нельзя, а процедура перевода таких земель в другие категории весьма затруднительна — требуется постановление правительства области. Было такое постановление или застройщики и тут действовали нахрапом?

Прокурорская проверка ответила на этот вопрос. Оказалось, что в свидетельстве о праве собственности на землю, имеющемся у “ПНК-Чехов”, участок имеет категорию “земли промышленности”! А основанием для присвоения бывшему полю этой категории, как выяснила проверка, послужило постановление… главы Чеховского района №436/14-1 от 23.04.2004 г. Как же так?!.

Странности перевода

В районной администрации нам показали это постановление:

“В связи с отсутствием данных, определяющих категорию отдельных, ранее выделенных земельных участков, в целях уточнения целевого назначения находящихся в собственности сельскохозяйственных предприятий земельных участков, в соответствии с Земельным кодексом РФ и Уставом Чеховского района постановляю:

…2. Отнести к категории “земли промышленности и иного специального назначения” находящиеся в собственности сельскохозяйственных предприятий и используемые для эксплуатации объектов производства, энергетики и административных зданий вне населенных пунктов Чеховского района земельные участки, перечисленные в приложении №2”.

В приложении №2 — 17 участков общей площадью 1097 (!) га. В том числе и наше поле у деревни Новоселки, находившееся на тот момент в собственности СПК “Чеховское”. Приложение №1 нам не показали, но визуально перечень участков в нем был еще больше. Эти поля глава района одним махом отнес к категории “земли поселений”.

С первого же взгляда постановление кажется странным. Что значит “отсутствие данных, определяющих категорию”? Никакой другой категории, кроме сельскохозяйственной, у этой земли не могло быть в принципе. Ведь поле у Новоселок, сколько помнят старожилы, столько и пахалось. Другой деятельности на нем никогда не велось. С 1961 года оно принадлежало совхозу им. Чехова. Еще раньше здесь было приусадебное хозяйство ЗИЛа. Да и при самом Антоне Павловиче поле наверняка обрабатывали. Иначе оно бы заросло кустарником и деревьями.

А что значит “используемые для эксплуатации объектов производства и энергетики”? Через поле действительно проходит линия электропередачи — низковольтная, на деревянных опорах. Но даже если бы стояла мощная ЛЭП, это совсем не означает, что земля “используется для эксплуатации объектов энергетики”…

За комментарием мы обратились к депутату Мособлдумы Павлу Грудинину. Он сам директор совхоза и прекрасно разбирается в земельных вопросах.

— В самом постановлении заложено противоречие, — считает Грудинин. — Если земля принадлежит совхозу, то она автоматически является землей сельхозназначения. Разделение на сельхозземли и земли промышленности произошло еще в советские годы. Никто промышленные земли совхозу бы не дал.

Но это доводы, так сказать, здравого смысла. А должны же быть и документальные подтверждения — бумаги, в которых черным по белому написано, что участок относится к землям сельхозназначения. В конце концов сотворение мира случилось не в 2004 году, когда вдруг в некоторых районах начали присваивать землям их целевое назначение…

Мышиная возня

Обратимся снова к материалам проверки. Надо отдать должное чеховским прокурорам: подозрение, что с постановлением что-то нечисто, у них все-таки возникло. Но не более того.

В районной администрации прокуратуре заявили, что материалы, послужившие основанием для издания указанного постановления, в настоящее время утрачены.

В отделе по Чеховскому району управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости ответили, что межевые дела на земельные участки с кадастровыми номерами, интересующими прокуратуру, не числятся.

Наказывать за потерянные документы некого: как говорится, одних уж нет, а те далече. Сам автор постановления — глава района Недосека — загадочно погиб осенью того же 2004 года. Другие начальники поменялись.

Прокуратура всего лишь вынесла представления о недопустимости нарушения закона. Нынешние чиновники ответили, что больше не будут. На том и разошлись.

Попытались было копнуть под руководителя Госрегистрации по Чеховскому району А.М.Машкова. Это он при весьма мутных обстоятельствах регистрировал в 2004-м право собственности на участки с измененным целевым назначением. Но доказательств должностного преступления и тут не добыли.

В итоге районная прокуратура фактически “благословила” земельную аферу, представив “МК” такую справку:

“В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в частной собственности:

— земель сельхозназначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;

— земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления”.

Получается, что на уровне района можно присваивать новую категорию тысячам гектаров. Надо только “утратить” документы о сельскохозяйственном прошлом земли. В Одинцовском районе для этих целей используют, например, грызунов. Там карты, относящиеся к отводу земли на Рублевке, поели мыши. В Чехове особыми фантазиями не заморачиваются: документов нет — и все. А на нет, как известно, и суда нет.

Правда, официального ответа из областной прокуратуры редакция пока не получила. Остается надежда, что “сверху” коллег из района поправят и суд по отмене странного постановления все же состоится. По нашей информации, облпрокуратура ведет дополнительную проверку.

“Пахан велел не пахать”

А мы тем временем попытались добыть доказательства принадлежности нашего поля к сельхозземлям окольными путями.

Дело в том, что в 90-х годах в сельхозпредприятиях Московской области прошла инвентаризация. По ее итогам каждое хозяйство получило так называемый проект перераспределения земель — подробные планы с описанием сельхозугодий: категория земли, плодородие почв и т.д. За этими сведениями мы и отправились в правление СПК “Чеховское”. Как оказалось, с нашей стороны это была наивность чистой воды.

— Карты у нас есть, но зачем я буду вам их давать? — мудро рассудил директор Сократ Тадевосян. — У той земли уже новый собственник. Сделка прошла госрегистрацию, значит, там все законно.

Понять директора можно. Совхоз куплен некоей бизнес-структурой. Новые собственники ведут распродажу земли. Зачем директору перечить “линии партии”?

Рядовые сотрудники оказались более разговорчивыми.

— Это было наше самое урожайное поле, — поведал пожилой мужчина, проработавший в совхозе 30 лет. — Может быть, из-за того, что оно на возвышенности. Почему земля оказалась отдана под застройку? Это вопрос к новым хозяевам совхоза. Нам просто говорят: такое-то поле в этом году не пахать. Мы и не пашем.

Ценное, между прочим, свидетельство. Потому что по закону переводить в другую целевую категорию сельхозугодья, чья кадастровая стоимость существенно превышает среднерайонную, нельзя. И если бы действовать по закону, это поле с высоким плодородием почвы навсегда осталось бы пахотным.

…Мы зашли с другого конца. Проект перераспределения земель для “Чеховского” делал МосНИиПИ землеустройства. Несколько лет назад от этой госструктуры откололась частная фирма, к которой почему-то отошли… архивы. Корреспондента “МК” в той фирме радушно встретили, расспросили, но… проекта именно по “Чеховскому” так и не нашли. Оно и понятно: контора завалена заказами как раз от новых собственников земли — кроит поля под склады и коттеджи. Так зачем кусать руку, которая тебя кормит?

Эпоха застроя

Новые собственники (по нашим сведениям, это один из крупнейших частных банков) пришли в СПК “Чеховское” в 2002 году. Скупили паи, установили контроль над хозяйством, начали резать стадо и сокращать пашню. Словом, все как везде в Подмосковье.

По оценкам экспертов, уже к 2005 году 90% подмосковных хозяйств было сосредоточено в руках 15—20 лендлордов — и наш банк фигурировал в этом списке отнюдь не на последних ролях.

Спасать загибающееся сельское хозяйство никто из новоявленных латифундистов не собирался. Цель была скупить землю оптом, продать в розницу. Чистый бизнес, никакой филантропии.

Но перепродавать сельхозземли бессмысленно — не наваришь. Спросом пользуются только “земли поселений” (под строительство коттеджных поселков) и “земли промышленности” — под склады и производства.

Около двух лет у лендлордов ушло на юридическую подготовку земли: перевод в нужную категорию, продажа-перепродажа по цепочке фирм-прокладок, чтобы создать иллюзию добросовестного приобретения. И вот теперь под Москвой стартует второй этап большого земельного передела: все прихваченные лендлордами земли начинают застраиваться.

Если на первом этапе мы жалели крестьян-пайщиков, землю у которых либо отобрали внаглую, либо скупили за бесценок, то теперь впору сочувствовать вообще всем сельским жителям и дачникам.

Рядом с вашей любимой дачей есть поле? Не удивляйтесь, если на нем вдруг вырастет заводик, а мимо день и ночь будут ходить фуры.

…Земли “Чеховского” и других окрестных совхозов распродает ООО “Красивая земля”. Мы позвонили в эту фирму:

— Можно ли купить 70 га под склад?

— Да хоть 500, — ответили на том конце провода. — Земля в собственности, из сельхозоборота давно выведена, все чисто.

И тут же, чтобы не упустить возможного покупателя, по электронной почте прислали подробное описание земель. В том числе и “Ситуационный план по проекту “Чеховское”. Этот план надо видеть! Из двух с лишним тысяч гектаров некогда совхозных полей под сельское хозяйство оставлено несколько жалких пятнышек в дальнем от Москвы углу — около 650 га. Да и то к одному из этих полей площадью 127 га уже тянется стрелка с пометкой “ИЖС” — индивидуальное жилищное строительство. Три четверти полей отдано под застройку коттеджами и складами! И то же самое творится и в других совхозах района.

Неплохо “уточнили” целевое назначение совхозной земли районные власти под диктовку лендлордов в 2004-м...

Чайке о “Чайке”

2010 год объявлен в России годом Чехова. Это год 150-летнего юбилея писателя. Несомненно, будет паломничество по чеховским местам. В 2006 году в Мелихове побывали 65 тысяч (!) человек. В юбилейный год туристов наверняка приедет еще больше.

Представьте эту картину: зажатые фурами экскурсионные автобусы ползут меж тянущихся по обеим сторонам дороги складов. Вполне возможно, 2010-й станет годом конца чеховского туризма в Подмосковье. Какой смысл ехать за тысячи километров туда, где от Чехова ничего не осталось?

Его Аркадина, Треплев, Тригорин гуляли по лугам и полям, ходили в лес, любовались закатами на озере. И умиротворенность пейзажа служила контрапунктом, как написали бы литературные критики, тихому исступлению, бушующему в душах героев.

А пейзажем промзон можно любоваться и где-нибудь в Кузбассе.

“Чайку”, кстати, Чехов написал в Мелихове. Сегодня местные жители пишут Чайке. В надежде, что генпрокурор остановит варварскую застройку этих мест.

…Когда в 2002 году после многолетних споров был принят-таки закон об обороте сельхозземель, он гласил:

“Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков”.

Потом вышло послабление: в 2004-м приняли закон о переводе земель из категории в категорию. Право переводить сельхозземлю дали областному правительству. Предполагалось, что субъект Федерации сможет обеспечить разумный баланс между выделением земли под новое строительство и аграрными нуждами.

Заметим на полях: смещение баланса в свою пользу строители оценивают в 50—150 тыс. у.е. за 1 га и в 6—18 месяцев времени.

Земля стала уходить, но все-таки это был процесс более-менее управляемый и цивилизованный. По крайней мере по сравнению с тем, что произошло в Чеховском районе. Где в одночасье из сельхозоборота ушли сразу сотни и сотни гектаров полей.

Чеховское “ноу-хау” власть, сдается, обязана пресечь на корню. С отменой липового постановления. С возвратом земельных участков в сельхозоборот. С примерным наказанием причастных к махинации чиновников. Иначе по такой схеме пашни и дальше будут уходить налево бешеными темпами.

Ну или не надо высшим начальникам из Генпрокуратуры, Счетной палаты и Минсельхоза делать вид, что это их сильно волнует…

СПРАВКА "МК"

Из выступлений на коллегии, посвященной земельным проблемам.

Алексей ГОРДЕЕВ: “На сегодня в России насчитывается 195 млн. гектаров сельхозугодий. За годы реформ объем земель под пашни сократился на 10,5 млн. гектаров, а посевных площадей — на 40 млн. гектаров. При этом из оборота изымались ценные и особо ценные угодья. Суммарные ежегодные потери государства от этого составляют порядка 300 млрд. руб., или 20% от стоимости всей сельхозпродукции в стране. Государство фактически утратило эффективное управление оборотом земель сельхозназначения”.

Юрий ЧАЙКА: “В прошлом году и первом квартале этого года прокурорами возбуждено 137 уголовных дел по преступлениям, связанным с незаконным использованием и оборотом земель сельхозназначения. Из них в суды направлено 41 уголовное дело, осуждены 30 человек”.

Сергей СТЕПАШИН: “Счетная палата РФ в 2008 году проведет полномасштабный аудит эффективности Федеральной целевой программы по сохранению и использованию природных почв и земель сельхозназначения”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру