Аплодисментами встретили члены Градостроительного совета решение его председателя Юрия Лужкова не создавать торговый центр под Пушкинской площадью. “Торговля здесь не нужна ни при каких условиях”, — заявил мэр, завершая прения о судьбе скандального проекта. Вместе с тем градоначальник признал целесообразным размещение в подземном пространстве площади паркинга и двух тоннелей. Эксперты предсказывают, что при таких условиях инвестор скорей всего выйдет из проекта и городу придется самостоятельно финансировать их строительство.
Создание торгово-досугового комплекса под Пушкинской площадью было предусмотрено распоряжением правительства Москвы от 1 декабря 2004 года и дважды одобрено общественным советом при мэре города. Однако, как выяснилось в ходе бурной и продолжительной дискуссии, отнюдь не все представители общественности согласны с мнением коллег. Ректор МАРХИ Александр Кудрявцев заявил, что в своем нынешнем виде проект противоречит Генплану развития Москвы, нарушает привычный рельеф Пушкинской площади и создает гидрогеологические риски.
Строительство четырехъярусного монстра чревато обрушениями и обвалами. Кудрявцев подчеркнул, что проект не стоит воспринимать как подарок городу, поскольку торговый комплекс с лихвой окупит затраты инвестора на создание паркинга и транспортной развязки, а вот останутся ли в выигрыше москвичи — еще большой вопрос. “Раньше здесь находился знаменитый Страстной монастырь. Нужно провести археологические раскопки и по возможности музеифицировать это место”, — заявил он.
Ректора МАРХИ поддержал депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. По его словам, планы по реконструкции Пушкинской площади вызвали большой отклик у москвичей, однако большинство из них сомневается в необходимости строительства подземного торгового центра. Негативное отношение к комплексу подтвердилось также в ходе опроса жителей ЦАО, проведенного информационным центром “Большая Ленинградка”. Особенно горожан возмутило то, что проектировщики практически не оставили им выбора: после ликвидации наземных переходов на Тверском бульваре всем пешеходам придется волей-неволей спускаться в недра торгового пространства. “Это просто насилие какое-то!” — возмущались выступавшие.
Многие оппоненты проекта сомневаются и в целесообразности строительства под Пушкинской площадью двух автомобильных тоннелей. Они вряд ли помогут решить транспортную проблему на этом участке, поскольку поток машин будет упираться с одной стороны в Никитские ворота, а с другой — в Петровские, создавая гигантские пробки.
Однако у Юрия Лужкова не хватило духа разом похоронить весь проект целиком. Градоначальник заявил, что подземный паркинг позволит убрать с поверхности почти 800 машин и существенно разгрузить существующую дорожную сеть. Кроме того, подземное пространство позволит наконец-то объединить между собой три станции метрополитена — “Пушкинскую”, “Тверскую” и “Чеховскую”. Правда, мэр не пояснил, за чей счет будет реализован этот дорогостоящий проект. Ведь инвестор был готов вкладывать средства в инфраструктуру только при условии строительства торгово-досугового комплекса, призванного окупить затраты.