Кремль рассекретил шедевры

И показал их всему миру

3 июля 2007 в 15:56, просмотров: 806

Музеи Московского Кремля поставили точку в грандиозной работе по розыску, спасению и реставрации икон первой половины XVII столетия. И представили на суд общественности результаты своего труда, распахнув двери уникальной экспозиции под названием “Иконописцы царя Михаила Романова”. Сокровища выставили в Одностолпной палате Патриаршего дворца.

Книги по религиозной тематике, иконы, иконостасы — здесь каждый экспонат выставлен впервые. Памятники разместили в двух небольших зальчиках палаты. И даже не верится, что вот, к примеру, “Четвероевангелие в окладе” изучал сам Михаил Романов. Книга в роскошном окладе: серебро, драгоценные камни, жемчуга, золочение.

— Все же один из самых уникальных экспонатов — “Чудо Архангела Михаила в Хонех, с шестьюдесятью девятью клеймами ангельских деяний”, — рассказывает куратор выставки Виктория Меняйло. — Он же был больше прочих утрачен.

Это кажется почти нереальным — на иконе поместились 69 сценок деяний архангела Михаила. Автор, писавший ее в 1630-е годы, достигал особого колорита с помощью таких оттенков, как рыжевато-коричневый, красный, темно-сине-зеленый, голубовато-зеленый. А вот и экспонат, который уж очень редко покидает стены Оружейной палаты, — “Шлем — шапка ерихонская” — в ней красовался сам царь Михаил Федорович. Выполнена из золота, жемчугов, шелковой ткани и драгкамней. Возможно, к иконописи она и не имеет отношения, но является ярким образчиком декоративно-прикладного искусства первой половины XVII века.

Кстати, корпели над реставрацией долгих три года. Не обошлось и без громких открытий — исследователям удалось даже установить авторство некоторых икон: Истомы Савина и его сыновей Никифора и Назария, работавших для патриарха Филарета, для царя Михаила Федоровича.



Партнеры