Как принимали в Гватемале

Спецкоры “МК” — с выборов столицы Олимпиады

Владимир Путин посмотрел балет на льду в исполнении санкт-петербургской труппы. Давали “Спящую красавицу”. На этой сказочной ноте завершился рабочий день российского президента накануне голосования МОК по выбору города, в котором пройдут зимние Олимпийские игры-2014. Члены российской делегации провели в Гватемале мощную пропагандистскую кампанию, смысл которой сводился к одному: Сочи достоин победы, и он победит.

Те, кто прочтет этот репортаж в четверг, уже будут знать, кого выбрали члены Международного олимпийского комитета. Вердикт они собирались вынести глубокой ночью по московскому времени.

Утром накануне “дня икс” ВВП встретился с президентом Гватемалы Оскаром Берже. Тот сыпал комплиментами: “Мы очень рады, что президент такого калибра согласился присутствовать на представлении кандидатуры города Сочи, который мы все знаем. Уже. Мы будем надеяться, что Сочи выберут местом проведения Олимпийских игр!”

“В России всегда с особым вниманием относились к культуре Латинской Америки. Мой земляк из Петербурга Морозов разгадал письменность майя”, — сообщил в ответном слове ВВП. Пока наш “крупнокалиберный” президент говорил, г-н Берже не сводил с него взгляда. Я никогда еще не видела, чтобы главы других государств взирали на Путина с таким обожанием и умилением. Гватемальский глава был в этом похож разве что на членов “Единой России”... А Владимир Владимирович между тем сообщил, что в российских вузах обучаются целых “33 молодых человека из Гватемалы”. И пообещал эту квоту увеличить.

Когда подошло время вопросов, у ВВП поинтересовались, что он говорит при встрече с членами МОК о Сочи. “Это уникальное место. Там мягкий климат и огромное количество естественного снега весной. Там может быть создан новый центр зимних видов спорта, который будут использовать в том числе гости из других стран.

Уверен, мы реализуем наши планы самым лучшим образом”.

Путина спросили о встрече с Бушем и о том, не разочарован ли он вялым ответом американского президента на предложения по сотрудничеству в области ПРО. Гарант выразил удовлетворение “и тоном дискуссии, и результатами, о которых мы договорились”. По словам ВВП, уже должны быть опубликованы соответствующие документы — “прежде всего — в области сокращения стратегических наступательных вооружений”. “Мы понимаем, что ответить на все эти предложения (по взаимодействию в сфере ПРО. — Н.Г.) немедленно невозможно. Но реакция (Буша. — Н.Г.), как мне показалось, была положительной”.

* * *

В этот же день члены заявочного комитета “Сочи-2014” провели пресс-конференцию, на которой отмели всяческие сомнения в возможном проигрыше. Глава заявочного комитета Дмитрий Чернышенко внес философскую нотку: “Мы, русские, имеем в душе что-то, что есть не у всех”. Что именно, оратор не уточнил.

Видимо, и для него русская душа — загадка. Самым категоричным был вице-премьер Александр Жуков. “Мы выиграем. Завтра мы выиграем”, — говорил он голосом Кашпировского. Г-н Жуков пообещал, что речь ВВП в Гватемале “будет в некотором роде сюрпризом”. После пресс-конференции я попросила Жукова намекнуть, что это может быть за сюрприз. Чиновник старательно уходил от ответа и в конце концов воскликнул: “Ну не мучайте вы меня!” Между тем в кулуарах говорили: глава государства будто бы объявит, что российский “Газпром” станет генеральным спонсором МОК. Однако на момент подписания номера информация не получила официального подтверждения.

* * *

…К приезду членов МОК и делегаций трех стран-претендентов гватемальские власти подготовились серьезно.

Территорию, на которой проживали гости, полицейские оцепили по периметру, внутри района стояли через каждые 10—15 шагов. За территорию особо охраняемой зоны гостям настоятельно советовали не соваться: “уровень преступности очень высок: грабят, убивают…”

В VIP-зоне расположился и так называемый “Русский дом” — место сбора россиян. Он занял один из местных ресторанов и парковку перед ним. Там, где обычно паркуются машины, построили небольшой каток, чтобы гости могли лицезреть танцы на льду. Полюбоваться на них приехал и Владимир Путин — сразу после церемонии открытия сессии МОК. Президент застал артистов как раз в тот момент, когда они исполняли “Спящую красавицу”. Вместе с ним представление смотрели Герман Греф, Александр Жуков, Евгений Плющенко, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев…

Я спросила у Грефа, как, на его взгляд, пройдет голосование — в один или в два тура. “Объективно говоря, должен быть второй тур”, — произнес Герман Оскарович, выглядевший ну очень утомленно. По словам министра, российская делегация заготовила для участия в презентации Сочи специальные костюмы цветов триколора. С каждого члена делегации специально снимали мерки. Включая и Путина, который, кстати, должен был выступить перед членами МОК на английском языке. А после ВВП свои веские слова планировали сказать еще 13 человек…

У Грефа спросили, кому первому в голову пришла идея выдвинуть Сочи в качестве претендента на проведение Олимпийских игр. “Кажется, это был Козак, — задумчиво произнес министр. — Потом его поддержали Ткачев и Кожин (глава Управления делами президента. — Н.Г.). Позже мы собрались у президента, и каждый должен был высказать свое мнение, есть ли у Сочи шанс выиграть. Оптимистов оказалось больше”. “Кстати, — внезапно оживился Греф, — у нас в правительстве много спортсменов: Нарышкин — хоккеист, Лавров, Кудрин, Жуков тоже...” О себе, любимом, Герман Оскарович скромно умолчал, хотя накануне сыграл в “Русском доме” в хоккей.

“Долго перед этим не вставали на коньки?” — любопытствовала я. “Долго. В последний раз это было в студенческие годы”, — признался министр. “И каково вам было сейчас? Лед из-под ног не уходил?” “Первые шаги были, конечно, сложноваты. Но потом я быстро восстановился”, — не без гордости сообщил собеседник.
Можно только предполагать, на какие жертвы пришлось бы идти Грефу, если б Россия претендовала на проведение летних Олимпийских игр.

Гватемала, ставшая в эти дни центром мирового спорта, счастлива так, как будто это ей доверили провести Игры. Нам с коллегами приходилось несколько раз останавливать прохожих, чтобы задать тот или иной вопрос, — и потомки цивилизации майя неизменно расплывались в улыбке. Такое впечатление, что если бы местные жители решали, кому достанется Олимпиада, выбрали бы всех троих — и Сочи, и австрийский Зальцбург, и корейский Пьончанг. К счастью, такая практика не существует.

Что же касается прогнозов на итоги голосования, то в Западном полушарии в основном обсуждали котировки знаменитой букмекерской фирмы “Уильям Хилл”. Больше всего денег можно было бы выиграть, поставив на Сочи и Зальцбург (коэффициент — в районе 4,5—5 к 1). А вот корейские шансы оценивались как 1,5 к 1. С другой стороны, вистов сочинцам добавил визит Президента России Владимира Путина, еще накануне намекнувшего на какой-то сюрприз, о котором станет известно в час презентации. К слову, российский лидер занял все передовицы гватемальской периодической печати.

Накануне голосования корреспондент “МК” побывал и в “Русском доме”, во дворе которого был устроен настоящий каток, близ которого забываешь, что находишься на 14-й параллели.

— Светлана, а вот лично вам верится в успех Сочи? — провокационный вопрос я задаю нашей знаменитой конькобежке-спринтеру Светлане Журовой.

— Конечно, а иначе бы я не работала в пользу этого города. Кроме того, мне очень приятно работать в заявочном комитете, ведь это продлевает мне жизнь в спорте.

…Здесь прохладно — температура на несколько градусов ниже, чем в Москве. Как раз сезон дождей. Утро начинается с прекрасной погоды, а после полудня небо заволакивает тяжелыми карибскими тучами. А потом — ливни. Интересно, чьи надежды оплакивает небо: наши, австрийские или все-таки корейские?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру