Мастер спорта по дзюдо выиграл для России зимнюю олимпиаду

Спецкор “МК” передает из Гватемалы

Вчера в России был день невыспавшихся людей. И — день людей счастливых. Все, кто болел за Сочи, праздновали победу.
Деньги, строительство, экология — о проблемах мы будем говорить потом. А сейчас лучше — о главном: Россия-2014 понравилась членам МОК больше Кореи и Австрии. Хочется верить, что страна через семь лет понравится больше и нам.

То, что произошло в Гватемале, — просто здорово. Ведь не так у нас их и много, настоящих побед...

Из трех городов-претендентов Сочи презентовали первым. Судьи в лице членов МОК и агитаторы в лице российской делегации встретились в гостинице “Вестин”. Каждый из наших выступающих пытался найти собственный путь к сердцам тех, кому через несколько часов предстояло решить сочинскую судьбу.

Глава заявочного комитета “Сочи-2014” Дмитрий Чернышенко, представляя российскую команду, гордо назвал Путина ее капитаном. “Сочи-2014 никогда не смог бы быть здесь сегодня, если бы не поддержка, видение и страсть Владимира Путина”, — объявил он. Глава государства, однако, не спешил демонстрировать свою страсть. Он был сосредоточен — ни разу не улыбнулся за время своей речи, которую произнес на английском. Чрезвычайно старательно выговаривая фразы, ВВП заверил высокое жюри, что “Сочи — уникальное место. На побережье вы можете наслаждаться прекрасным весенним днем, в то время как в горах — настоящая зима. Я там катался шесть или семь недель назад и могу вам точно сказать: настоящий снег гарантирован”.

От реалий сегодняшних ВВП внезапно перешел к мифам. “Древние греки жили в окрестностях нынешнего Сочи, — проинформировал он членов МОК. — Как раз там я увидел камень, к которому, как гласит легенда, был прикован Прометей. Именно Прометей, как мы помним, дал людям огонь, который стал огнем Олимпиады”. Не знаю, всерьез ли ВВП рассчитывал на то, что факт (хотя и весьма спорный) страданий Прометея именно в сочинских окрестностях станет весомым аргументом для представителей комитета во время голосования. Но в одном я теперь уверена точно: герой древнегреческой мифологии, сам того не подозревая, страдал еще и во имя Сочи-2014. И, конечно же, российский президент нахваливал город как только мог. “Семьдесят процентов участников (Олимпиады. — Н.Г.) будут размещены в пяти минутах ходьбы от мест проведения соревнований. Пять минут ходьбы! — радовался гарант. — И еще одна вещь: Олимпиада без пробок на дорогах! Я обещаю это”.

А последние слова прозвучали на французском — втором официальном языке МОК. “Поддержите, пожалуйста, мечту миллионов русских”, — попросил Путин “судей”. Позже вице-премьер Александр Жуков признался журналистам, что высказывание “на френче” и было тем самым сюрпризом от ВВП, который был обещан нам накануне. Любопытно, что профессиональные переводчики, которых мы опросили в Москве, считают: французский прононс получается у президента лучше английского...

Председатель правления заявочного комитета “Сочи-2014” Елена Аникина изъявила желание научить членов МОК слову, “которое очень важно для понимания уникальной культуры нашей страны. По-русски это слово звучит “душа”, как в выражении “русская душа”. По версии г-жи Аникиной, “русская душа” “сформировалась как сочетание уникального географического положения нашей страны и ее многовековой истории. На нее оказала влияние волшебная, мистическая русская зима. Мы научились полагаться друг на друга, чтобы пережить долгую русскую зиму”. М-да... “Мы верим, что вместе олимпийская и русская душа смогут провести в Сочи незабываемые зимние Игры”, — продолжила оратор. Во время своего выступления Елена Аникина постоянно улыбалась. В свою очередь, улыбка г-на Чернышенко была просто ослепительной. Впрочем, рассказывать о плане проведения Игр по-другому было просто нельзя. Тем более когда на экране показывали картинки из жизни Сочи: новый аэропорт, люди на пляже, русские красавицы, двигающиеся в зажигательном танце... “Олимпийский стадион — наше яйцо Фаберже — станет местом проведения церемоний открытия и закрытия, которые пройдут в мягком морском климате”, — мечтательно произнес Чернышенко. — А теперь пришло время поделиться секретом, — тон выступающего изменился на таинственный. — Наши горы такие же скалистые, как и Альпы. Динамичные, сложные”. Правильно, мы не ищем простых путей. Горнолыжных...

Вячеслав Фетисов, “как министр спорта”, пообещал: Россия сделает все, чтобы сочинские объекты стали лучшими в мире. И там  можно будет проводить такие международные чемпионаты, как, например, Молодежные игры. “Для меня проведение зимней Олимпиады — это как третья золотая медаль, которую вместе со мной завоюют 30 миллионов российских детей”.

Пловец Александр Попов пустился в воспоминания. “Моим вдохновением был атлет-олимпиец. Я участвовал в соревнованиях в Италии, в которых участвовал Марк Спитц. Это совпало с моим днем рождения, мне исполнялось двадцать лет. Марк сказал мне: “Если хочешь стать олимпийским чемпионом, то стань им в 20 лет, а не в 24”. Это пожелание оказалось определяющим в моей спортивной карьере. По аналогии, я думаю, что эта заявка является поворотным моментом для Сочи”. Иначе говоря, пловец образно дал понять, что для Сочи гораздо предпочтительнее провести Олимпиаду в 2014 году, нежели претендовать на ее проведение в 2018-м.

После презентации в адрес нашей “агитбригады” поступил вопрос от князя Монако Альберта. Его интересовало, как Россия намерена решать проблему со снегом. Дескать, эксперты предсказывают глобальное потепление, и если снега вдруг будет не хватать, то откуда его мы возьмем? Станем завозить из-за границы? Знатную особу явно не удовлетворило обещание Путина, что “настоящий снег гарантирован”. А ВВП, в свою очередь, не понравилось недоверие князя. Металлическим голосом президент повторил, что снег никуда не денется : “У нас его достаточно каждый год!” Главу государства дополнил Дмитрий Чернышенко: “Мне уже сорок, и я много лет катаюсь на лыжах. И ни разу не было каких-либо проблем со снегом. Воздух поднимается вверх, охлаждается и сразу превращается в снег”. Это уже было похоже на курс природоведения, после чего глава заявочного комитета воскликнул: “Нам не нужны никакие машины со снегом. Мы сами можем этот снег экспортировать!”

И никто никогда не сможет сказать про россиян, что у них зимой снега не допросишься....

А потом объявили результаты.

* * *

Это было воистину трогательное зрелище: члены российской делегации в ожидании итогов голосования крепко держали друг друга за руки. Они волновались, как школьники, сдающие экзамен. Нервно улыбался министр экономического развития Герман Греф, напряженно смотрел в одну точку управделами президента Владимир Кожин, казалось, до предела сжался вице-премьер Александр Жуков... Церемония оглашения итогов казалась такой же длинной, как жизнь аксакала. В последний раз я так переживала, когда сдавала экзамен по философии, к которому была совершенно не готова. И сдала его на “четыре”. Сочи сдал экзамен на “пять”.

Что творилось в “Русском доме”, когда началось окончательное подведение итогов! “Кто еще водку заказывал?” — раздавались напряженные возгласы. Заказывали многие. Особенно переживал один молодой человек, который то и дело что-то выкрикивал. Последний “крик души” был такой: “За Родину!” Рюмки опустошили до дна. А уж когда прозвучало заветное: “Победил Сочи!” — восторгам просто не было предела. Все обнимались со всеми. Стоял такой визг, что впору было затыкать уши. Но никто не затыкал. Потому что визжали все — юноши, девушки, солидные дядьки с большими животами...

“Русский дом” едва не пал под натиском гватемальских граждан. Откуда ни возьмись появившаяся толпа стремилась посмотреть на лица триумфаторов, да так настойчиво, что группа полицейских едва сдерживала горожан. Но они, конечно, могли видеть через забор пляшущих русских, среди которых без труда узнавался Евгений Плющенко. Фигурист зажигал — дай бог...

Представители российской делегации, которые все это время волновались в гостинице “Интерконтиненталь”, выходили пьяными. От счастья. Я заметила завистливые взгляды корейцев, мимо которых шли победители. Корейцы были унылыми. Некоторые даже плакали. Я им, конечно, сочувствовала. Но не слишком.

Глава Росспорта г-н Фетисов обхватил двумя руками Александра Жукова и оторвал его от земли. “Я скажу так: это было невозможно (выиграть. — Н.Г.)”, — признался вице-премьер. Фетисов ничего не ответил. Да и что тут было сказать, когда невозможное стало возможным.

— Что вы почувствовали, когда узнали, что Сочи победил? — спросила я у главы Росспорта.

— Мы счастливы, — только и смог произнести он.

Впереди российской делегации гордо вышагивал президент ОКР Леонид Тягачев. Он нес триколор и смеялся. “Какое все-таки счастливое слово “Сочи”, — бормотал министр транспорта Игорь Левитин. — Но нас всех на церемонии, конечно, выжали”.

После того как Александр Жуков дал в пресс-центре интервью Российскому ТВ, к его уху поднесли мобильник. На связи был Владимир Путин, который улетел сразу после церемонии презентации Сочи. Глава государства, которому уже сообщили потрясающую новость, звонил из самолета.

— Да, я слушаю. Алле! Мне не слышно, — нетерпеливо твердил в трубку Жуков. Наконец связь наладилась.

— Да, Владимир Владимирович... Спасибо... Спасибо, Владимир Владимирович, — растроганно говорил вице-премьер. — Мы тут просто все счастливы. Такого ликования я давно не видел... Я вас поздравляю. Думаю, решающий вклад был сделан сегодня утром (во время выступления Путина. — Н.Г.)... Спасибо, я обязательно передам всем ваши поздравления.

И он, конечно, их передал. Но только после того, как произнес следующие фразы: “Я ему обязательно сообщу, что вы звонили с борта. Сейчас пойдем подписывать контракт, и я постараюсь соединить вас с ним”. Нетрудно было догадаться, что г-н Жуков имел в виду президента МОК Жака Рогге.
Он, безусловно, тоже заслуживал благодарности.

СПРАВКА "МК"

“Изучение английского для меня — что-то вроде интеллектуальной физкультуры”, — объяснил канадским журналистам Владимир Путин в декабре 2000 года то, что он начал осваивать новый язык. Правда, британская газета The Sunday Times тогда же утверждала со ссылкой на источники в Кремле, что президент начал учить английский после своей первой встречи с премьером Великобритании Тони Блэром, дабы лучше понимать его — не только в языковом плане. “Он очень целеустремленный человек и относится к урокам очень серьезно. Он хотел бы иметь возможность говорить с Блэром по-английски, и ему надоело посещать международные встречи и не иметь возможности произнести даже небольшую речь”, — цитировала газета кремлевский источник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру