Три карты Большого раскрыты

“Пиковую даму” поставят по-новому

9 июля 2007 в 18:06, просмотров: 375

Руководство Большого театра раскрыло перед журналистами планы на 232-й сезон. Он откроется 5 октября с премьеры — новой постановки оперы Чайковского “Пиковая дама”. Над главным шедевром русской оперной классики уже трудятся режиссер Валерий Фокин и дирижер Михаил Плетнев. Несмотря на солидный возраст обоих постановщиков (Фокин разменял седьмой десяток, а Плетнев — шестой), оба в оперном жанре — неофиты.

Что побудило руководство Большого обратиться именно к этой “команде”? По поводу Плетнева и спрашивать нечего: ведь если главным приглашенным дирижером ГАБТа становится Юрий Темирканов, имеющий совсем скромный оперный опыт, то почему бы не попробовать себя в новом качестве и Плетневу — музыканту с мировым именем? Что же до Фокина, то по его поводу мотивация руководства ГАБТа почти мистическая, а именно: его связь с “Пиковой дамой” через Мейерхольда. Фокин возглавляет Театрально-культурный центр, носящий имя великого реформатора театра. В свою очередь, всем историкам театра и музыки известна мейерхольдовская версия “Пиковой дамы”, поставленная им в Малеготе в 1935 году — с переписанным либретто, невероятными купюрами, вставками и авторским монтажом эпизодов. Что именно из связи Фокина с Мейерхольдом реализуется в новой “Пиковой даме”, пока не объясняют. Известно лишь, что у театра есть Германн: Бадри Майсурадзе.

Еще одна оперная премьера будущего сезона — “Кармен”, которую поставит Юрий Темирканов. Опера впервые в России прозвучит в оригинальной редакции Бизе с разговорными диалогами. Режиссер — Дэвид Паунтни, человек вполне оперный (в настоящее время — худрук фестиваля в Брегенце). Так что артисты ГАБТа имеют шанс попрактиковаться в разговорном французском, а публика — насладиться их произношением.

    В области балета креатив прорастет побегами абсурда. В рамках проекта “Короли танца” будет показан балет Флеминга Флинда “Урок” по абсурдистской пьесе Эжена Ионеско. Классика представлена “Сильфидой” (перенос лондонской постановки Йохана Кобборга). А худрук балетной труппы Алексей Ратманский, недавно ставший лауреатом премии имени Шостаковича, возобновит советский балетный шедевр “Пламя Парижа” на основе исторической хореографии Василия Вайнонена. Надо сказать, что гениальный музыковед, создатель учения об интонации Борис Асафьев, как и большинство теоретиков, потерпел со своим “Пламенем” поражение на композиторском поприще, потому что творить и анализировать — вещи разные, порой несовместные. Но тем не менее этот балет станет единственной (хотя и со значительными оговорками) более или менее оригинальной балетной премьерой.

В качестве гостей сцены Большого театра в будущем году мы увидим Латвийскую национальную оперу, которая привезет свои варианты “Кармен” и “Леди Макбет Мценского уезда”. Еще в сезоне будет абонемент оркестра Большого театра, за пульт которого встанут Александр Ведерников, Юрий Темирканов и чех Иржи Белоглавек.

И если повезет, если благие намерения не вымостят известную дорогу, если мечты сбудутся, то 232-й сезон станет последним сезоном, проведенным вне исторической сцены Большого театра: к осени 2008 года работы по реконструкции основного здания подойдут к завершению.



Партнеры