Александр Борисов: “Москва перестает быть основным магнитом иностранных инвестиций в России”

Привлекательность инвестиционного климата Москвы давно оценили за рубежом

9 июля 2007 в 16:33, просмотров: 579

Всего за несколько лет глобальные игроки вложили миллиарды долларов в столицу. Однако эксперты отмечают ряд проблем, которые мешают развиваться экономике города. О них согласился рассказать Александр Борисов — гендиректор Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА), которая объединила главных финансовых доноров города.
— Насколько привлекательна сегодня для инвесторов Москва?

— Москва — уникальный объект привлечения инвестиций. Даже в сложные 90-е годы, когда страна трудно переживала смену социально-экономической формации, Москва не теряла своей привлекательности. Десять лет назад в столицу, по официальным данным, пришло $4,5 млрд. иностранных инвестиций. В прошлом году эта цифра составила $24 млрд., то есть рост более чем в 5 раз. Достаточно сказать, что только иностранные члены ММБА, такие как Unilever, Procter & Gamble, Siemens, News Outdoor, ITE, DHL, IBM, JTI, Metro, Auchan, Pepsi, Sun Group, Hochtief и др., реализовали в Москве и России в целом более $10 млрд. инвестиций в создание производств, инфраструктуры, сетей дистрибуции и т.п. Столица сейчас является единственным в стране городом, где российские инвестиции опережают иностранные. Объемы инвестиций в Москву растут достаточно быстрыми темпами. Если в 2003 году общий объем иностранных инвестиций был более $13 млрд., в 2004-м — более $15 млрд., то в 2005-м — более $25 млрд. В прошлом году — почти $24 млрд.

— Это выглядит как замедление.

— Это не замедление, а перераспределение. Сейчас для всех очевидно, что в Москве тесно даже крупным российским игрокам, у которых накопились серьезные финансовые ресурсы, имеется опыт работы на конкурентном московском рынке. Поэтому многие иностранные компании идут в регионы. Кроме того, многие российские города приняли собственные стратегии развития и привлечения инвестиций. В том числе и используя такой действенный инструмент, как инвестиционные форумы. Помимо Санкт-Петербургского экономического форума, имеющего скорее общефедеральный характер, собственные форумы начали регулярно проводить Краснодар, Иваново, Самара, Красноярск, Тула и др. Некоторым из них мы даже помогали, делились опытом.

Ведь первый форум ММБА состоялся еще в октябре 1998 года, через два месяца после дефолта. Затем форумы проходили в Берлине, Мадриде, Милане, Тель-Авиве, Абу-Даби и других городах мира. А сейчас мы готовим X юбилейный форум “Москва-Инвест”, который пройдет в конце октября в Лондоне. Таким образом, Москва перестает быть основным магнитом иностранных инвестиций в России, и меняется не совсем естественная ситуация, когда от 40 до 60% всех инвестиций приходилось на столицу.

— Какие сектора экономики столицы вызывают наибольший интерес у инвесторов?

— Больше всего денег вкладывают в потребительский рынок. Во-первых, сектор услуг и торговля были недоразвиты и сейчас активно сокращают отставание от ведущих мегаполисов мира. Во-вторых, в торговле очень быстрая капиталоотдача. Вложения “отбиваются” за год, а порой и раньше. Динамично развиваются на дрожжах инвестиций и телекоммуникации, недвижимость, финансовый сектор. Достаточно сказать, что сейчас около 70% отечественных банков и российских “дочек” зарубежных банков имеют свои штаб-квартиры в столице. В нашем городе сосредоточено около 80% банковского капитала.

— А что не пользуется спросом?

— Плохо текут инвестиции в социальную инфраструктуру, которая обеспечивает жизнь города. Во-первых, срок возвращения инвестиций в строительство и реконструкцию дорог, мостов, сетей водоснабжения и канализации превышает 15 лет. Во-вторых, инвесторам необходимы серьезные политические гарантии, стабильность тарифов. В развитых странах население городов платит 100% за коммунальные услуги. Эти сборы позволяют муниципалитетам вовремя рассчитываться с инвесторами. У нас ситуация другая, все расходы ЖКХ дотируются из бюджета Москвы. Но это не означает, что все инвесторы отворачиваются от коммунальных сетей и транспортной инфраструктуры. Например, мэрии удалось заинтересовать Всемирный банк, который участвует в программе реконструкции московских мостов.

— Вы каждый день общаетесь с бизнесменами. Как они оценивают помощь властей?

— Власти находятся в двойственном положении. С одной стороны, у города есть очевидное желание поддерживать развитие бизнеса, который пополняет налогами городской бюджет и делает комфортабельнее жизнь москвичей. С другой стороны, сейчас существует немало сложностей и обременений при заключении контрактов с городом.

— Из-за этих обременений по темпам строительства Московская область обогнала столицу.

— А чего вы хотите? Там строительство складов, торговых центров часто ведется в чистом поле. Там земля дешевле, ниже административные барьеры. В Москве с пятнами под строительство острый дефицит. К тому же под землей проложено огромное количество коммуникаций: те же коммунальные сети, связь, метро. Поэтому система согласований в целях безопасности горожан так сложна. Хотя в последнее время во многих департаментах введена система “одного окна”, которая хороша на входе. Но на выходе не знаешь, что получишь. Если раньше была возможность предоставить специалистам ведомства дополнительную аргументацию, документы и найти компромисс, то сейчас за стеной такого доступа нет. К тому же порой у заветного окна вырастают очереди.

— Какие другие проблемы тормозят развитие бизнеса в Москве?

— По результатам регулярных опросов деловых кругов вырисовывается два круга основных проблем: внешние по отношению к бизнесу — административные барьеры, коррупция, деятельность судов — и внутренние, где бизнес должен скорее разбираться сам, — недостаток оборотных средств, недостаточный спрос, нехватка кадров. Хотя и в решении проблем второй группы помощь властей могла бы только приветствоваться.

Тем не менее хотел бы особо подчеркнуть, что чиновничий аппарат, к сожалению, не меняется или почти не меняется, несмотря на то что руководство страны, мэр Москвы и многие региональные руководители пытаются изменить менталитет бюрократического класса. Особо бизнес выделяет проблему налогового администрирования, т.е. сугубо практической работы налоговиков в отношении предпринимателей. Президент России не зря потребовал “прекратить налоговый террор” еще 2 года назад. Чиновники взяли под козырек и даже выразили готовность обсуждать поправки в Налоговый кодекс совместно с бизнесом. Но поговорку “закон что дышло” у нас никто еще не отменял. И не удивительно, что в июне на заседании правительства России вице-премьер Александр Жуков вновь напомнил налоговикам, что главное — добиваться правильности уплаты налогов, а не “обдирать налогоплательщиков”.

Досаждают излишнее администрирование и, мягко сказать, оригинальная трактовка действующих законов некоторыми чиновниками. В первую очередь из налоговых и судебных органов. Не так давно крупные проблемы возникли в Москве у одной крупной зарубежной компании, которую обвинили в уклонении от налогов. Ответчик пытался защитить свое имя, но не нашел понимания в нашей стране. Конфликт выплеснулся на страницы ведущих мировых изданий и дошел до руководителей стран. Насколько мне известно, наш президент дважды обсуждал его с главой одной из ведущих стран Европы. Когда стали разбираться — выяснили, что проблема возникла из-за скромного налогового инспектора, который неверно трактовал требования закона. Это событие получило большой резонанс в деловых кругах Европы и негативно отразилось на репутации нашей страны. Но этот случай касается компании с мировым именем, что говорить про скромных игроков рынка.

— Но иногда ответчики просто хлопают дверью. Так поступил бывший член ММБА, ведущий европейский застройщик Skanska. Официально шведы ушли из Москвы из-за отказа менять принципы своей корпоративной политики. Проще говоря, они отказались платить взятки чиновникам.

— Я уважаю выбор развития каждой компании. Но в данном случае, как мне кажется, это попытка показать хорошую мину при не совсем удачной игре. Ведь в столице остались и успешно работают конкуренты Skanska — Strabach, Hohtiff, Enka и другие. Эти игроки нашли общий язык с властями. На мой взгляд, потому, что менеджерами среднего и высшего звена работают россияне, которые хорошо знают специфику нашего непростого стройрынка.

— Почему половина мест в исполкоме ММБА принадлежит чиновникам?

— Да, это действительно так. Членами исполкома являются заместители мэров, министры, префект ЦАО. Другая половина мест принадлежит российским и зарубежным предпринимателям, представляющим крупный, средний и малый бизнес. Это сделано намеренно. Наша задача — как можно быстрее довести до бизнес-сообщества решения властей. Потому что предприниматель без знания решений власти может попасть впросак.

Власть же может строить грандиозные планы, но без участия в них реального бизнеса они так и останутся на бумаге. Так что эта модель доказала свою эффективность.




Партнеры