Дорогие мои больные***

Проблемы с госпрограммой льготного лекарственного обеспечения спровоцировали значительное замедление темпов роста российского фармрынка. Огромные долги бюджета перед фармсообществом снизили активность производителей и дистрибьюторов. Предлагаемые варианты решения проблемы пока находятся в стадии вялотекущего обсуждения. Один из них – вывод из программы ДЛО «дорогостоящих больных» – получил одобрение различных сторон. Однако он вызывает не только немало вопросов, но и опасение, что через некоторое время спровоцирует еще более серьезные проблемы.

Предложение принять новый закон, выделяющий несколько групп больных льготников в отдельную категорию, обсуждается еще с конца 2006 года. Некоторые участники рынка одобрительно отнеслись к этой инициативе.
САМИ ВИНОВАТЫ
«Надеюсь, новая программа будет более успешна. Во-первых, такие крупные расходы прописываются в федеральном бюджете отдельными строками и находятся под особым присмотром Минфина и Счетной палаты, а во-вторых, думаю, что государство извлекло полезный урок из тех ошибок, которые сопровождали внедрение системы ДЛО в жизнь российских граждан», – выразил свое мнение генеральный представитель компании «Фармацевтический завод ЭГИС» д-р Ласло Почайи.
Очевидно, иностранцы всерьез рассчитывают, что новая система позволит в дальнейшем избежать кризиса, разразившегося в этом году. Зарубежные участники рынка возлагают большие надежды на программу ДЛО – последние несколько лет она выступала локомотивом роста российского фармацевтического рынка благодаря притоку больших объемов государственного финансирования.
Сегодня ситуация не столь благоприятна. Задолженность бюджета перед фармпроизводителями, дистрибьюторами и аптеками в 36 млрд. рублей (на начало 2007 года) заставила ряд зарубежных фармацевтов скорректировать в сторону уменьшения свои финансовые прогнозы на 2007 год. А оптимистичные планы сохранения ежегодных 30-процентных темпов роста этого сектора экономики сменились на более осторожные.
Кризис усугубился тем, что из всего долга государство признало только 16 млрд. Остальные грозятся списать на убытки компаний. А виновными в перерасходе признать врачей, якобы неправильно выписывающих рецепты, производителей, ангажирующих врачей на выписку дорогих препаратов, льготников, набирающих лекарства на себя, брата, свата и того соседа, а также больных, которым требуется дорогостоящее лечение. Именно с последних и решили начать «зачистку».
БОРЬБА С БОЛЕЗНЬЮ
ИЛИ С БОЛЬНЫМИ?
Вывод из ДЛО «дорогостоящих больных» автоматически решит все проблемы, уверяют чиновники. По их словам, льготникам не хватает лекарств, потому что большинство средств программы уходит на препараты для узкого круга «дорогостоящих больных», страдающих гемофилией, сахарным диабетом, рассеянным склерозом, онкологическими заболеваниями, муковисцидозом и другими тяжелыми недугами.
В предложениях чиновников кроется несколько «но». Где гарантии, что вместе с выведением этих категорий больных из ДЛО финансирование самой программы не будет сокращено, что новый закон будет подкреплен адекватным финансированием и что он вообще появится до принятия бюджета страны на
3 года? То есть будет финансово обеспечен?
Ход событий на сегодняшний день не дает уверенности в положительных ответах на эти вопросы. Ведь куда проще было бы увеличить финансирование программы ДЛО, чем создавать новые законы. В результате предлагаемого законотворчества потребности льготников в лекарствах не уменьшатся – просто
бюджетное финансирование скорее всего будет
«переложено из одного кармана в другой».
ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?
«Сегодня в России насчитывается более 300 тысяч
человек, нуждающихся в таких лекарствах. Если будет принят соответствующий федеральный закон, то уже в 2007 году на решение этой задачи потребуется дополнительно не менее 25 млрд. рублей», – считает генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова.
Аналогичное количество тяжелых больных приводят медики и общественные организации. Однако у властей свои расчеты. Например, по данным медицинского сообщества, онкогематологических больных насчитывается около 60 тыс. человек, по данным Минздравсоцразвития – их всего 5480.
Председатель Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья Татьяна Яковлева уверена, что «мы знаем, сколько таких больных и сколько лекарств каждому из них необходимо». Нет сомнений, что расчеты будут вестись исходя из официальных данных, то есть новый закон вряд ли получит нормальное финансирование.
Своевременное принятие нового закона также вызывает большие сомнения. Данная идея обсуждается с конца прошлого года. Однако никаких конкретных шагов к ее реализации пока не предпринято.
Между тем выписка лекарств в этом году уже сокращена почти на четверть, а врачей обязали ориентироваться на более дешевые препараты. В первую очередь это коснулось как раз «дорогостоящих больных». К примеру, в ряде регионов онкологических пациентов пришлось перевести с дорогостоящего лечения на более экономичные аналоги, что зачастую приводит к преждевременным летальным
исходам.
И СНОВА «ПОЛУЧИЛОСЬ
КАК ВСЕГДА»
Пока не похоже, что новый закон решит накопившиеся проблемы. Эта инициатива больше напоминает попытку отложить дело в долгий ящик: еще несколько месяцев уйдет на обсуждение целесообразности такого варианта, разработку законопроекта, принятие его в обеих палатах парламента. Потом либо окажется, что бюджет страны уже принят и денег нет, либо спустя год чиновники удивленно зададутся вопросом: почему больных оказалось в 10 раз больше, чем им хотелось?..   

СПРАВКА
Сокращение финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения с 51,5 млрд. рублей в 2005 году до 29,5 млрд. рублей в 2006 году было обосновано отказом почти половины льготников от бесплатных лекарств.
Однако совершенно логично, что от льготы отказались те, кто в ней в
общем-то и не нуждался. Таким образом, фактическая потребность в 2006 году значительно превысила предусмотренное финансирование: бюджет программы был исчерпан почти за полгода.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру