Театр травмы и комедии

Репортер “МК” отработал один день помощником эскулапа

Трудно найти человека, который не радовался бы лету. Но если постараться, то можно. Например, точно не ошибешься, сосредоточив поиски на любом травмопункте. Погожие деньки действуют на наших сограждан, как потушенный свет на тараканов. А пожинать плоды этой безумной активности в виде бесконечных ран, вывихов, ожогов и укусов приходится медикам. Какая уж тут радость!

В полной мере тяжесть трудов рядового работника травматологического пункта корреспондент “МК” познал, подрядившись на один день помощником врача-травматолога красногорской горбольницы №1 Николая Капырина.

 

Детский день

К началу пересменки, аккурат в 9 утра, стучусь в заветную дверь. Ожидания увидеть в коридоре традиционную очередь из пострадавших не оправдались. Вокруг ни души. Только два врача вполголоса обсуждают последствия ночного дежурства и поступлений по “скорой помощи”.

— Это нехарактерная ситуация, — мой временный босс, похоже, сам озадачен. — Обычно идет нескончаемый поток пациентов. Причем каждый старается убедить соседа, что у него травма серьезней и болезненней. И потому его должны пропустить без очереди. Врываются в кабинет со словами: “Доктор, я умираю!”. Ничего, скоро сами все увидите.

Как сотруднику мне выдают белый халат, инструктируют на предмет вход-выход-туалет. И, собственно, все. Сиди, наблюдай, слушай. На большее, извините, не имеете квалификации. Но обижаться времени нет. Обещание доктора начинает сбываться. На пороге появляется маленький мальчик в сопровождении мамы и дедушки. У шестилетнего Олега опухли голени и спина в районе поясницы. Уверяет, что упал с велосипеда. А ноги замерзли и заболели после того, как походил с друзьями по холодной речке.

— В травме поясничной области ничего полезного нет, — хмурится Николай Владимирович, ощупывая детскую спинку. — А с ногами скорее всего сосудистое.

Мама получает направление в детскую хирургию, а мальчонку ждет дальнейшее обследование, и не исключено, что госпитализация.

— Иногда детей ведут к нам сплошным потоком. Особенно сейчас, в каникулы. Мы это называем детский день. Ребят чаще всего привозят с ушибами, ранами, переломами. Нередко — с прищемленными ручками: мама уже из машины вышла и дверью хлопнула со всего размаха, а пальчики у малыша еще в салоне.

СОВЕТ ТРАВМАТОЛОГА:

Уважаемые родители! То, что для вас — прописная истина, для ребенка, к сожалению, таковой не является.

1. Не поленитесь с наступлением тепла еще раз объяснить своим чадам, что нельзя нырять в незнакомом месте.

2. Заходя в воду, надо следить, чтобы там не было разбитых бутылок.

3. Не надо на велосипеде кататься по проезжей части, сейчас водители практически не смотрят по сторонам.

4. Детей до 10 лет лучше вообще одних без присмотра не оставлять и от дома далеко не отпускать.

Легенда о попрыгунчике

Через окно вижу, как по тротуару с трудом ковыляет мужчина кавказской национальности. Практически прыгает на одной левой ноге. Правая оттопырена вперед, вся в ссадинах, коленка не гнется. Наш клиент, думаю. И точно, через пару минут “попрыгунчик” уже в кабинете.

— Сегодня ночью шел выпимши. Споткнулся, упал… — начинает с сильным акцентом исповедь гость с юга.

Где-то мы это уже слышали. Возникает немая пауза. Врач, две медсестры и даже я, несмотря на отсутствие пресловутой квалификации, с недоверием уставились на пострадавшую ногу. Кожа местами запорошена белым налетом. Здесь явно совсем недавно был гипс. Глубокие ссадины успели затянуться багровой коркой. Нет, эта травма точно получена не сегодня. И даже не вчера. И потом, чтобы так “споткнуться”, надо как минимум спрыгнуть со второго этажа.

— Сказок мы здесь слушаем много, — первым выходит из оцепенения травматолог. — Мы видим, например, по типичным переломам костей кисти, что перелом получен в драке. Но пациент говорит, что ударился о твердый предмет. Мы обязаны зафиксировать его собственную версию. Здесь, видимо, ситуация тоже очень непростая.

Доктор, как всегда, не ошибся. Выясняется, что у “попрыгунчика” нет ни справок, ни документов, ни регистрации, ни официальной работы. Все его “достояние” — это переломанная нога и мобильный телефон. Который тут же начинает трезвонить.

— Дарагой, я в травмопункте. Вечером выпьем, — забыв про боль, верещит “попрыгунчик”. — Сынок звонит, — комментирует он мне. — Это с ним мы вчера голландским виски праздник жизни обмывали.

Жертве уличной травмы делают рентген и отправляют с предварительным диагнозом перелом наружной лодыжки со смещением. Если такую травму оставить просто без квалифицированной медицинской помощи, то в результате человек всю оставшуюся жизнь будет хромать, т. е. останется инвалидом. В общем, голландский виски “попрыгунчику” еще аукнется. Хотя не факт, что у нашего гастарбайтера на дальнейшее лечение найдутся деньги.

— Первую травматологическую помощь мы оказываем всем обратившимся и без полиса, — говорит Николай Капырин.

— Зашиваем всех подряд: узбеков, таджиков, красногорцев. Другой вопрос — последующее долечивание и объем дальнейшей помощи. Если это серьезный перелом, требующий нескольких недель лечения и восстановления, то мы рекомендуем ехать домой.

Врачи поражаются, насколько беспечно и просто наплевательски относятся к своему здоровью приезжие. Они абсолютно не думают, что с ними здесь может случиться. Нередко в травмопункт Красногорска привозят покалечившихся рабочих из Павшинской поймы, где сейчас развернулась “стройка века”. Много поступает и обычных, “частно практикующих” шабашников. Вечно на них что-то падает — или они сами на себя роняют. Хорошо, если травма легкая. А если отрезало палец…

— В моей практике были такие пациенты. Иногда становится очень обидно. Люди в трудоспособном возрасте. Теоретически этот палец еще можно пришить, спасти. Рядом Москва. Лучшие институты, специалисты. Там делают такие операции. Но, к сожалению, для мигрантов все упирается в деньги. А стоит такая операция недешево — около 2 тыс. долларов

СОВЕТ ТРАВМАТОЛОГА:

С началом дачного сезона увеличивается число пациентов, пострадавших от неправильного использования строительных и садовых инструментов (особенно мощных современных электроинструментов).

1. Помните о технике безопасности и всегда держите на даче аптечку!

2. Если случилась беда, промойте рану перекисью водорода, плотно забинтуйте марлевым бинтом, приложите лед и отправляйтесь к врачу.

3. Не пытайтесь при венозном кровотечении (незначительных ранах) сдавливать конечность выше места повреждения жгутом (проволокой, веревкой!) — от этого кровотечение только усилится!

4. При открытых повреждениях не пытайтесь засунуть в рану листья лопуха, подорожника или положить компресс с мочой — мы живем не в XIX веке и не на Северном полюсе! Обращайтесь за помощью к специалистам. 

Оплеухи от бытовухи

С наступлением лета активизируются не только дачники, но и их верные спутники — клещи. Сплошным потоком в травмопункт идут пациенты с мольбами: “вытащите ЭТО!”. Причем не только днем, но и ночью.

— Врываются в 5 утра, приезжают на “скорой”, ломают дверь, кричат, визжат, плачут — паникуют страшно, — вздыхает медсестра Ирина Коваленко. — Это ваша журналистская братия постаралась. Пугаете народ почем зря, а нам расхлебывай. Энцефалита у нас в районе нет и никогда не было. Прививок от него мы тоже не делаем. И не просите нас об этом, пожалуйста!

Многие пациенты настолько напуганы, что принимают за укусы клещей аллергическую сыпь, укусы комаров, слепней и прочей кусаче-летучей братии. Однако медики говорят, что за свою практику больше двух укусов клещей на одном человеке не видели. Все остальное — это плод взбудораженного воображения. И все же самим доставать клещей без лишней надобности врачи не рекомендуют. Опять же для спокойствия пострадавшего. Если не получится вынуть клеща целиком, его хоботок останется под кожей. Тоже в принципе ничего страшного, потом вместе с “болячкой” все отойдет, но зачем лишние волнения? А так непрошеного гостя быстренько открутят, положат в банку и направят к инфекционисту. Проверить шестилапого на предмет его заразности.

Если с клещами работники травмопункта справляются быстро, то в борьбе с другой летней напастью они практически бессильны. Тепло и обострение криминальной ситуации, к сожалению, тоже ходят бок о бок.

…В травмопункт заходит молодой человек. Губа разбита, под глазом расплылось фиолетовое озеро, вид какой-то испуганный, будто пришибленный. Накануне Павел (так зовут пациента) получил травму головы. Ситуация банальнее некуда. Сидел с друзьями в парке. Время было почти полночь. Выпивали потихонечку, радовались теплой ночке. Подошли двое, попросили закурить. Один из них ударил Павла по голове тяжелым предметом... Пропавшую барсетку, в которой уже не было денег и мобильного телефона, Паше вернули незнакомые ребята.

“Жалко не телефон, а здоровье. В голове теперь шумит постоянно”, — жалуется бедолага.

Перед моим приходом в травмопункт обратился мужчина, зарегистрированный в городе Сарапул Удмуртской Республики. По его словам, получил удар на заправке твердым тупым предметом. Результат — ушибленная рана затылочной области. Пришлось делать первичную хирургическую обработку и прививку от столбняка.

С завидной регулярностью в травмопункте появляются вздувшие друг дружку супруги, родственники или друзья-знакомые. Однако вид больницы действует на них умиротворяюще. Исцарапанные, с фингалами на пол-лица и исполосованными ножом руками, они сидят перед травматологом и уверяют, что это они споткнулись (поскользнулись, ударились об угол, порезались консервной банкой, обожглись горячей сковородкой и проч.).

Причем портрет участника “бытовухи” за последние годы претерпел значительные изменения. Сегодня это не только маргиналы и алкоголики, а вполне приличные и преуспевающие с виду люди. Днем на них отводит душу самодур-начальник, а ночью наступает их очередь разделять и властвовать.

СОВЕТ ТРАВМАТОЛОГА:
 

Любое повреждение в первую очередь требует покоя. В течение первых суток к травмированному месту желательно приложить холод, конечности и суставы можно забинтовать эластичным бинтом. На места ушибов и растяжений рекомендуется нанести обезболивающие гели или мази. Если чувствуете, что боль не проходит или усиливается, обращайтесь за квалифицированной медпомощью.

Нарочно не придумаешь

За месяц через Красногорский травмопункт проходит больше 1000 пациентов. За одно дежурство это около 80 человек. Не успевает выйти один пациент, как следом заходит другой. Живой конвейер не останавливается ни на минуту. Врач еле успевает сделать необходимые записи.

— Раньше в сутки мы обслуживали около 25—30 человек, — вспоминает доктор. — А сейчас количество удвоилось, и нагрузка постоянно возрастает. К нам едут со всего северо-западного куста: Дедовск, Истра и т.д. Принимаем и москвичей. Хотя даже население выросшего Красногорского района обеспечивает нам нескончаемый поток пациентов.

Причина популярности травмпункта, как и самой Красногорской горбольницы №1, которую возглавляет замечательный руководитель и специалист Игорь Леонидович Памурзин, — в качестве оказываемой помощи. Здесь на специально закупленной новой аппаратуре проводят весь комплекс обследования травматологических больных: рентген, гематологическое обследование и т.д. Есть своя операционная, позволяющая делать малые операции. Правда, использовать ее возможности в полной мере не дает слишком плотный поток больных.

Перевязочная, гипсовая, комната отдыха медперсонала и остальные помещения в травмопункте отремонтированы и соответствуют самым высоким требованиям. Кроме того, работники травмопункта в Красногорске — грамотные, опытные специалисты, которые за гораздо меньшую по сравнению с Москвой зарплату достойно выполняют свой профессиональный долг.

— В свое время травматологическую службу в Красногорске, в том числе и работу травмопункта, налаживал прекрасный травматолог Иван Никифорович Латул. И сейчас травмопункт возглавляет одна из его бывших коллег — Борисова Тамара Васильевна, — рассказывает Николай Капырин. — Я же стараюсь оказать коллегам посильную помощь, поскольку не понаслышке знаю обо всех проблемных, болезненных местах Красногорска.

Имея возможность, как депутат городского поселения Красногорск, тесно работать вместе с другими депутатами и руководством города и района, уверен, что Красногорск во всех отношениях будет одним из наиболее процветающих мест в Московской области. Вопросов много, сейчас вместе с коллегами мы бьемся, чтобы федеральные структуры вернули городу исторический памятник, усадьбу “Губайлово-Знаменское”.

Безусловно, все сотрудники травмопункта — профессионалы своего дела. Богатый опыт, выдержка, умение принимать нестандартные решения — без этих качеств работать сложно. Но не обойтись без чувства юмора.

Иногда просто диву даешься, в какие переделки могут попадать дорогие сограждане. На днях, к примеру, звонит беременная женщина. Срок 38—39 недель, т.е. рожать ей, бедняжке, не сегодня-завтра. А она проглотила зубной протез и не знает, что дальше делать. Целые сутки в гастроэнтерологическом отделении больницы ждали невнимательную будущую маму. Но она так и не явилась.

Есть в травмопункте и свои постоянные посетители.

— К нам постоянно ездит дедушка из деревни Ангелово Красногорского района. Раз в неделю бывает точно. У него так называемый привычный вывих плеча. Вообще, такой вид травмы надо оперировать, потому что связки разорваны полностью и уже не восстановятся. Травма наступает при малейшей нагрузке. Например, нагнулся шнурки завязать, а плечо вылетело. Но когда возраст не операбельный, то приходится обходиться регулярным вправлением.

В отличие от пациентов, которые больше всего боятся порезов и переломов, травматологи с опаской относятся к удалению всевозможных мелких предметов. Порой это очень хлопотное занятие, очень нервирующее как врача, так и пострадавшего. Так, в последнее время в травмопункт зачастили люди с травмами, полученными пульками от пневматических пистолетов. Они, как правило, пробивают кожу, и даже медицинскими инструментами достать их очень сложно. Приходится делать рентген, затем — разметку, расширять рану… Не меньше забот доставляет удаление иголок и мелких деталей из пяток, носа и прочих потайных  мест человеческого тела.

Мой рабочий день в травмопункте пролетел как миг. И хотя я не ударила палец о палец, кроме блокнота с ручкой ничего в руках не держала, а устала смертельно. Все-таки слишком много обрушивается в один день на плечи медиков боли, страданий, нелепых случаев, из-за которых теряется самое дорогое, что у нас есть, — здоровье, а порой и сама жизнь. Чего только не делают пациенты: ломают ноги, обливаются кипятком, добровольно сгорают на солнце, глотают уксус, умудряются от одной свечки спалить весь дом вместе с собой. После всего увиденного и услышанного так и хочется воскликнуть: люди, берегите себя!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру