С 1 июля в Москве введена добровольная маркировка продуктов значком “Не содержит ГМО!” (генно-модифицированных организмов). Но покупатели ее почти не видят: производители и поставщики саботируют нововведение. Тем временем власти “настоятельно советуют” супермаркетам не работать с теми, кто не хочет “маркироваться”. А в ответ пищевые бизнесмены грозят Москве: если им придется тратиться на значок, цены в магазинах вырастут на 15—20%. “МК” решил выяснить, насколько серьезна эта угроза.
Повод для недовольства у поставщиков и продавцов есть: введение любых марок для них — лишняя “головная боль”. Но в России уже несколько лет (!) существует статья Закона “О защите прав потребителей”, гласящая, что все трансгенные продукты надо помечать надписью “Содержит ГМО”. И это не добрая воля, а обязанность.
Другое дело, что за такое нарушение пока не наказывают. Поэтому производители закон и не выполняют. А московские власти просто придумали, как заставить его заработать. Ввели добровольную маркировку “Не содержит ГМО!” и параллельно начали проверки продмагов. Если инспекторы выявляют ГМ-продукты без маркировки, у магазинов, производителей или поставщиков есть шанс попасть в “черные списки”.
— Не хотят добровольно “клеить” городскую марку — не надо, — говорит глава комиссии по здравоохранению Мосгордумы Людмила Стебенкова. — Но если мы найдем трансгенные продукты, то уже заставим писать на них: “Содержит ГМО”. Да еще и штрафы введем.
В то же время фирмы-поставщики столичных магазинов предоставили “МК” ряд документов, говорящих о том, что проходить добровольную маркировку их практически вынуждают. Несколько сетей супермаркетов уже пригрозили порвать отношения с поставщиками, которые игнорируют новый знак. Другие пока ограничиваются намеками. Вот отрывок из письма одного из завмагов: “…в наших магазинах (…) будут проводиться проверки по вопросу наличия в пищевой продукции ГМО (…), в связи с чем настоятельно рекомендуем обеспечить (…) маркировку со знаком “Не содержит ГМО!” начиная с 15 июня 2007 г.”.
— Мы не выступаем за использование и продажу ГМО. Нас волнует система контроля и правил, которые были бы выполнимы, — заявили “МК” представители фирм-поставщиков. — А выбранный властями способ исследования продуктов на ГМО сомнителен. Есть ученые, утверждающие, что этот анализ может обнаружить трансгены даже там, где их нет. А значит, нас “посадят” на деньги.
Однако представители власти с этим категорически не согласны.
— Так называемый количественный анализ способен распознать около ста трансгенов. Но есть ученые, которые ищут в нем недостатки, потому как сами лоббируют так называемый качественный анализ, лимит которого — 3 трансгена, — поясняет г-жа Стебенкова.
Впрочем, у поставщиков и производителей есть для московских властей “убийственный” аргумент. Они прямо заявляют, что в связи с ГМ-маркировкой в течение месяца будут вынуждены поднять отпускные цены на продукты питания приблизительно на 20%.
— Это полная ерунда! — возмущается глава думской комиссии по здравоохранению. — С точки зрения затрат — просто несерьезно. Какая им разница, что писать на этикетках, которые они и так меняют каждые полгода?
Анализ продуктов на ГМО стоит порядка 700 рублей на всю партию товара. И сделать его несложно. Но если кто-то не хочет, то, повторю, не надо. Москвичи, у которых скоро появится выбор, сделают его в пользу продуктов без ГМО. То есть — с маркировкой. Цивилизованные производители не станут поднимать цены из-за столь мелких расходов. А другие нам не нужны. Так что покупателям нечего бояться.
Как скоро значок “Не содержит ГМО!” в массовом порядке появится на продуктах? Судя по всему, до конца лета. Мэрия настроена на сей счет серьезно: Юрий Лужков, как известно, “личный” враг трансгенов. А угроза повышения цен в итоге может обернуться против самих грозящих: шантажировать мэра — дело неблагодарное.