Италия без Дольче Вита

Фашистов и папарацци в Манеж не взяли

11 июля 2007 в 17:31, просмотров: 497

Большая выставка “Итальянская фотография 1930—1970” открылась в цокольном этаже ЦВЗ “Манеж”, где временно прописаны экспозиции Московского Дома фотографии. Фотоработы 13 самых известных авторов с Апеннинского полуострова привезены из частной коллекции Прельц Ольтрамонти и оказались открытием не только для москвичей, но и для итальянцев, оказавшихся в это время в Москве.

Самый ранний из фотоэкспериментаторов с Апеннин — Марио Габинио — начинал со съемок горных пейзажей еще в 1889 году. А в 30-е гг. ХХ века  тот же автор, судя по представленным фото, находится в безумном поиске формы, образов, иносказаний. Почему именно тогда появляются бар, где ровнехонькими рядами по полкам расставлены шеренги бутылок (прямо как шеренги солдат на фашистских парадах). И ряды блестящих мясорубок, видимо, тоже прикручены неспроста. Наконец, как апофеоз — совершеннейшая абстракция — “Автопортрет” (1937), где автор, снимая свое отражение в очень выпуклой зеркальной поверхности, превращается в вытянутую щепку.

Вот так и советуют авторы выставки: смотреть ее нужно через призму истории. Может быть, тогда зрители сразу заметят, что любимое явление природы фотографов того времени — снег. У Альфреда Камиза это типичный городской дворик, заваленный снегом . У Пьерджорджо Бранци — заснеженный уличный цирк (чем не аллегория?). И конечно же, Уго Мулас не мог пропустить снег в Венеции и не сфотографировать, как дворники долбят лед на площади Сан-Марко.

У Уго Муласа, пожалуй единственного, на снимках в Манеже появляются узнаваемые лица: художник Луи Фонтана в процессе “надругательства” над холстом — на фото 1963 года. И — Энди Уорхол и внутренности его знаменитой фабрики с прислоненными к стене штабелями изображений Джекки Кеннеди. Будучи официальным фотографом Венецианской биеннале, Уго был знаком со всеми мировыми знаменитостями.

Но самый заметный на выставке в Манеже — Марио Джакомелли. Всего лишь по нескольку снимков из известных его серий 50-х годов — почти топографических пейзажей с разлинованной пашнями поверхностью холмов, знаменитой фотографии, где йодом, солями и прочими химикатами вытравляется все лишнее и остаются только черные фигуры на белом фоне. И — три пронзительных портрета стариков из дома престарелых. Но — как обещала Ольга Свиблова — весной мы наконец сможем увидеть полную ретроспективу Джакомелли в Москве.

Выставка “Итальянская фотография. 1903-1970” продлится в Манеже до конца июля при поддержке MasterCard, KMB-Bank (ZAO) A BANK OF INTESA SANPAOLO, КМББАНК и ЕNI.



Партнеры