Скинхеды в России. Прошлое, настоящее и будущее. Часть 1.

Кто там шагает правой?

12 июля 2007 в 17:51, просмотров: 2379

События с участием скинхедов за последний год приобрели массовый характер. Достаточно вспомнить взрыв на Черкизовском рынке, многочисленные нападения на граждан нерусской национальности и иностранцев, драки на Китай-городе и станции метро "Бауманская". У скинхедов, впрочем как и любой другой политической организации, есть  свои создатели, взлеты и падения, есть и своя история.

Еще недавно, в середине и конце 90-х, говоря о террористических или радикальных организациях, большинство наблюдателей и представителей власти имели в виду "леваков". Достаточно вспомнить взрыв у приемной ФСБ, дело Губкина, подрыв памятника Николаю Второму, пикеты и митинги в центре Москвы, разнообразные и богатые на выдумку листовки.

Большинство лидеров этих организаций либо до сих пор находятся в тюрьмах, либо совсем отошли от дел.

Но пока власти и силовые структуры рьяно и со всей возможной мощью боролись с леваками, в России тихо и спокойно развивалось и росло движение ультраправых, до поры до времени не привлекая к себе внимания, а зачастую даже чувствуя поддержку некоторых госструктур и их отдельных представителей.

При этом надо понимать, что большинство акций, которые устраивали "леваки", обходилось без жертв. Чаще всего страдали они сами. Одним из главных принципов их пиротехнических опытов было непричинение вреда простым гражданам. Если можно обойтись без жертв, то надо обойтись без них.

Правые радикалы действуют совсем по-другому. Возможно, это связано с навязанной западными предшественниками наших нацистов и расистов моделью поведения, возможно, это приметы времени, а может быть, они просто не могут существовать по-другому.

Только сейчас начались конкретные действия силовых структур в отношении лидеров и боевиков правых движений. Впрочем, сразу же нужно сказать о том, что "скины" и правые националисты – это не одно и тоже.

Да и в целом движение скинхедов настолько разнообразно и разнолико, что они сами зачастую путаются в формулировках и принадлежности к той или иной структуре. К тому же довольно часто меняют политических покровителей, если вообще их имеют.

 

Ты помнишь, как все начиналось…

Но об этом немного позже. В целом же нынешние "скины" мало чем отличаются от подростков 90-х, 80-х и более ранних годов. Просто в каждый период времени всегда находились молодые драчуны из числа подростков и юношей, которым нужно было выпустить пар с помощью кулаков. Вот только политической или расистской составляющей раньше удавалось избегать. Это "приобретение" нашего времени. А до этого были любера и хиппи, дворовые и районные "команды", выходившие на пустырях "стенка на стенку". Тогда еще дрались до первой крови…

А потом появились новые дяди, которые набирали "быков" не в бандитские "бригады", а на митинги и шествия, на разборки и "стрелки". За эти акции неплохо платят. Иногда даже оплачивают дорогу, не говоря уже о питании и таких пустяках, как майки и прочая атрибутика. И пользуются этим не только "скины", но и другой не очень понимающий, во что играет, молодняк. Им специально вдалбливают в головы полуправду, которая легко запоминается и закрепляется в еще не окрепшем сознании. Именно такую не до конца отягощенную интеллектом толпу легко зомбировать на любую провокацию. Именно с такой толпы начинаются штурмовики и гитлерюгенд. А название значения не имеет – важен результат. Важно, что всегда можно сказать: за нами стоит народ, нас поддерживает молодежь.

Мы не будем сегодня говорить о многочисленных молодежных течениях России. Это тема отдельного исследования. Сегодня больше всего говорят о правых. Статьи об очередных "акциях скинов" и тех, кто посылает их на бойню, неизменно вызывают яростные дискуссии. Так что же происходит сегодня в правом движении?

 

От Васильева к Белову 

Этот год вынес на поверхность все националистические движения, называющие себя православными, национал-социалистическими, историческими обществами, языческими, нацистскими… Какими угодно. Лишь бы был повод засветиться и показать свою значимость. Между тем, если вернуться к истокам всех этих многочисленных движений, легко увидеть, как быстро деградирует сама идея национализма, насколько мельчают ее вдохновители и лидеры, насколько более жестокими становятся устраиваемые их "молодой сменой" акции.

Пожалуй, наиболее ярко преемственность русского национализма видна в Александре Белове-Поткине. Координатор сегодняшнего ДПНИ начинал как пресс-секретарь НПФ "Память" небезызвестного Дмитрия Васильева. В свое время Поткин служил у Васильева денщиком. "Память" ведь тоже образовалась не на пустом месте. Изначально это был дискуссионный клуб, возникший в начале 80-х годов после выхода одноименного романа-эссе писателя Владимира Чивилихина.

У истоков зарождении стоял язычник-антисионист Валерий Емельянов, специализирующийся на семитологии. 10 апреля 1980 года он был арестован и посажен в Санкт-Петербургскую спецпсихбольницу, где провел шесть с половиной лет. Посадили его за книгу "Десионизация", которую он раздал всем членам ЦК КПСС. Пользуясь изоляцией Емельянова, его инициативу быстро перехватил бывший фотограф Дмитрий Васильев.

Давно уже нет ни того клуба, ни даже Дмитрия Васильева, который постоянно муштровал своих бойцов, щеголял в форме и прославился скандальным появлением в редакции "МК" в 1992 году. Зато именно из "Памяти" выползли все нынешние наиболее воинственные русские националисты. Там начинал не только Поткин, но и Александр Баркашов, создавший РНЕ. Сейчас Баркашов давно отошел от дел. А его "соратники" разбежались или раскололись на более мелкие структуры. Так был создан, например, "Славянский союз" во главе с бывшим идеологом московского РНЕ Дмитрием Демушкиным.

Зачастую сами участники всех этих многочисленных организаций совершенно не понимают, в чем различие националиста, национал-патриота и национал-социалиста. Для большинства из них этой разницы просто нет.

Термин "национально-патриотические силы" появился еще в 30-е годы XX века в среде белоэмиграции. Но активно его стали использовать для обозначения таких организаций, как "Память". Патриотизм тогда еще не был ругательным словом и имел государственническую окраску и приставку "советский".

В 90-х национал-патриот уже не нынешний "православный хоругвеносец", воспринимающийся многими как анахронизм, а скинхед, только вошедший в моду. Москвичи помнят, как "скины" маршем повзводно выдвигались на концерты и побоища, четко печатая шаг коваными ботинками. Все как один бритые, невзирая на пол.

"Национализм" – более давнее, широкое и благородное понятие. С него начинались европейские освободительные революции середины XIX века. В любой интерпретации национализм подразумевает, что в государстве, в котором большую часть населения составляет некий народ, вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках этого народа. И ни о какой дискриминации здесь разговор не идет. Но об этом сегодня забывают и сторонники и противники национализма, сводя его к местечковому "Россия для русских", "Бей… – спасай…". А национал-социалисты идут еще дальше, утверждая, что только они в случае победы имеют право на власть. И это наиболее близко к идеям Гитлера, и именно поэтому его превозносят многие скинхеды, не всегда понимая смысл цитируемых идей.

Я уж не говорю о том, что в их окрепших только в драках, а не в книжных премудростях головах такая каша, что просто диву даешься, откуда они берут информацию. Кто не верит – достаточно зайти на любой НС или ему подобный форум.

Есть и еще одна особенность нынешних национал-радикалов. В силу особенностей политической традиции в России практически нет ультранационалистического движения, не разделяющего в той или иной степени антисемитских стереотипов. Это касается даже запрещенной нынче Национал-большевистской партии. Особенно той ее части, что откололась от Лимонова. В первую очередь это касается рядового состава организации, тесно контактирующего с боевиками других радикальных групп и воспринимающего мир их глазами. НБП была создана в результате усилий трех человек – Эдуарда Лимонова (Савенко), "философа" Александра Дугина и панк-рок музыканта Игоря (Егора) Летова, лидера группы "Гражданская оборона".

Нельзя не вспомнить и еще один немаловажный момент: вся политическая система страны еще недавно была радикальна. Это была неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому радикализм РНЕ, участвовавшего в событиях 93-го года, или избиения иностранцев скинхедами воспринимались в обществе довольно спокойно. Оно не отторгало эти выходки, а даже где-то сочувствовало им.

Сегодня, после сошедшей с активной сцены "Памяти", РНЕ, НРПР депутата Николая Лысенко и ряда других организаций, можно говорить о расколе в правом движении.

К "старым" правым относятся "черносотенцы" Александра Штильмарка (тоже выходца из "Памяти"), православные фундаменталисты). А к "новым" – национал-социалисты, национал-большевики и откровенные фашисты.

РНЕ появилось в 1990 году, когда Баркашов со товарищи вышел из "Памяти". Его идеологией была смесь традиционного русского черносотенного национализма и откровенного нацизма. Стилистическое подражание германским нацистам тоже было очевидно. Баркашов не стеснялся именовать себя нацистом и восторженно высказываться о Гитлере. РНЕ функционировала как организация военизированного типа. Численность РНЕ во время расцвета колебалась от 15 до 20 тысяч действующих членов. Отделения РНЕ действовали практически по всей России, а также были активны на Украине, в Белоруссии, Латвии, Эстонии. Этому помогал ореол "защитников Белого дома". В 2000 году организация раскололась. Этому способствовало и то, что РНЕ заинтересовались в МВД, поскольку некоторые региональные организации занимались рэкетом и действовали как бандитские группировки.

Среди ее осколков наиболее заметны "Русское возрождение" Олега Кассина (координатор региональных организаций РНЕ до раскола), который затем вошел в руководство партии "Возрождение" и "Славянский союз" Демушкина, сейчас активизировалась "Русь", поддерживаемая "Национал-социалистическим обществом" во главе с Дмитрием Румянцевым. Тут же, в НСО, "воспитали" и Тесака, который сейчас арестован и находится в Матросской Тишине.  В целом РНЕ сошло с политической арены.

Какое-то время пыталась занять нишу лидера в борьбе за молодую смену откровенно расистская Народная национальная партия Александра Иванова-Сухаревского. Но после ряда скандалов и многочисленных судов эта партия практически исчезла и из милицейских сводок и со страниц газет. А ее скин-боевики расползлись по другим организациям или создали собственные.

В середине 90-х была заметна радикальная организация "Русский национальный союз" Константина Касимовского. Его газета "Штурмовик" была закрыта по решению суда в 1998 году, причем в отличие от "Русского порядка" из-за содержания. В 1999 году Касимовский был осужден на два года лишения свободы условно за разжигание межнациональной вражды. Ныне его организация носит название "Движение "Русское действие".

То, что ДПНИ, не самой популярной среди правых организации, не удалось их объединить, неудивительно. Это не первая попытка. В 1992–1993 годах уже был "Фронт национального спасения" Ильи Константинова и "Русский национальный собор" Александра Стерлигова, которые распались после событий октября 1993-го.

В качестве объединения национал-патриотов выступила также Партия национального возрождения "Народная воля" Сергея Бабурина. Но к ней довольно прохладно относятся молодые радикалы, считая ее партией женщин и стариков, не способных на активные действия. То же самое относится и к "старым" "Союзу православных граждан", "Союзу православных хоругвеносцев", партии "За Русь Святую". Они устраивают публичные мероприятия – крестные ходы, исторически-богословские чтения и тому подобное, не более того.

Продолжение материала "Скинхеды  в России. Прошлое, настоящее, будущее" Часть 2.

 



Партнеры