Всё, что вы хотели знать о великах

Чтобы найти хорошую модель, надо несколько часов просидеть в Интернете

День, когда был куплен первый велосипед, помнит большинство взрослых. Я, например, “как живой” вижу в деталях трехколесный оранжевый велик, который мне, совсем крошке, много лет назад принес папа...

Тогда проблемы выбора не было: давились в очередях за тем, что дают. Теперь же велосипедных марок — море. Как правильно выбрать “железного коня” и с какими проблемами можно столкнуться, выяснил “МК”.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Катя, 37 лет:

— В этом году мы сняли дачу в поселке, где много безопасных асфальтовых дорожек, и решили купить четырехлетнему сыну велосипед.

К выбору я подошла ответственно: облазила массу специализированных интернет-магазинов. Моделей там было представлено очень много, но в наличии для 4—6-летних оказалась лишь пара не самых лучших марок. “А что вы хотите — сезон, все расхватывают”, — объяснили продавцы. В конце концов я, просидев в Сети три часа, нашла понравившуюся модель (о ней другие родители отзывались только хорошо, да и фирма была солидная) лишь в одной сети спортивных магазинов. Звоню в тот, что поближе к работе. “Приезжайте, есть восемь штук, можно выбрать!” А вот на месте выяснилось, что в зале стоит лишь один велик, довольно криво собранный. “У нас нет технического сотрудника, со склада другой велосипед достать не можем, этот наладить тоже не можем”, — сказали мне.

Пришлось отправиться в другой магазин той же сети. К счастью, там продавцы оказались более любезными — все подкрутили, установили дополнительно звонок и помогли выбрать сумочку на багажник (без револьвера мы никуда, надо ж его куда-то класть). Главное — мне понравилось, что колеса крутятся очень легко. В машину на заднее сиденье велосипед влез без проблем. А на даче четырехлетний сын сразу сел и поехал! 

Кстати, велосипеды, как “сложный технический товар”, обратно не принимают. Лишь в одном интернет-магазине мне пообещали, что если неподошедший велик “сохранит полный товарный вид”, его можно будет обменять на другой. Но особого выбора, повторю, у них не было.

* * *

Велосипед нынче как телевизор — цена зависит от места сборки. По словам производителей, 99% всех велосипедов стоимостью до 4000 рублей собраны в Тайване, Китае или России. Качество зависит от фирмы-производителя: например, при той же тайваньской сборке велик известной фирмы будет лучше, чем “чисто тайваньский”.

Самым маленьким специалисты рекомендуют покупать именно такие, все равно, мол, долго они не прослужат, а дите растет быстро.

Стандарты безопасности у всех байков одинаковые — у девчачьих рама чуть пониже, зато у мальчуковых сиденья чуть помягче. Между прочим, на Западе всем родителям советуют даже самых маленьких облачать в велосипедные шлемы.

Руль обязательно должен быть оснащен мягкой накладкой, чтобы ребенок не поранился при ударе грудью.

Говорят, что длинные пластиковые крылья — лучше железных круглых, надо также обратить внимание на защиту цепи. А вот все остальное — багажник, зеркала заднего вида, мигалки, гудки и прочая — “нагрузка” лишь для пущей красоты.

От года до 3 лет

Велосипеды делятся по размеру колес, который измеряется в дюймах. Самым маленьким впору диаметр колес 8 и 10 дюймов. Вес таких велосипедов — от 3 до 6 килограммов. Цена — от 600 до 1500 рублей. Обычно это металлические или пластмассовые бескамерные модели на трех колесах с длинной ручкой сзади, чтобы толкать велосипед вперед. Здесь говорить о качестве сложно, главное — чтобы колеса крутились и педали не заедало.

— Цена в данном случае тоже роли не играет, ведь прослужит эта вещь действительно недолго, — считает велосипедист с 30-летним стажем Евгений НОВОСЕЛЬЦЕВ. — Другое дело — велосипеды для ребят постарше…

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

 Ирина, 30 лет:

— Берите, хороший велосипед! Вот сейчас трехлетняя девочка на нем так резво гоняла, — продавец рекламировал мне двухколесную конструкцию с двумя съемными колесами.

“Железный конь” отечественного производителя обошелся мне в 2 тысячи рублей. Алого цвета сиденье, блестящий черный корпус, цветной руль… Ни малейших сомнений, что мой четырехлетний сын оценит подарок!

Оценил.

Восторгов ребенка хватило ровно на десять минут.

— Мама, покатай меня! — вскарабкался он на сиденье.

Мои объяснения, что педали велосипеда желательно крутить самому, на ребенка не действовали. После долгих уговоров сын все-таки уступил. Поставил ноги на педали. Принцип езды он понял сразу. Во всяком случае мне так показалось. Ведь до этого ребенок с легкостью рассекал на трехколесном велике! И все-таки первый блин оказался для нас комом. Вместо того чтобы давить на педаль вперед, его ноги съезжали назад. Естественно, срабатывала тормозная система.

— Знаешь, не нравится мне этот велосипед, — после недолгих мучений подытожил ребенок и потребовал уже давно объезженный самокат.

Новенький велосипед теперь пылится в дачном сарае. Правда, сын еще несколько раз все-таки пробовал научиться толкать педали вперед. Попытки не увенчались успехом. С тех пор он окончательно забросил желание кататься на “взрослом” велосипеде.

Знающие люди успокоили меня, что далеко не все дети могут с первого раза тронуться даже на простом четырехколесном велосипеде. У многих на это уходит несколько месяцев…

От 3 до 7 лет

К этим моделям требования уже более жесткие, ведь они сделаны из металла, колеса чуть шире, чем у “взрослых”, и имеют диаметр не менее 12 дюймов. Начиная с 12 дюймов, детские велосипеды комплектуются пневматически колесами и делятся на несколько групп: 12 дюймов — 2—3 года, 14 дюймов — 3—4 года, 16 дюймов — 4—6 лет, 18 дюймов — 5—7 лет.

Их вес — 10 килограммов. Иногда в магазинах попадаются и 13-килограммовые монстры. Сломать такого “железного коня” невозможно, но и поднять его малышу не под силу. Обычно эти велосипеды двухколесные, с маленькими навесными колесиками в комплекте (их высота регулируется).

Как показывает практика, “линейка” покупаемых для одного малыша байков чаще всего получается такая: первый — с ручкой сзади, второй — 12-дюймовый, третий — 16-дюймовый, с регулируемой высотой руля и сидений.

Цена велосипедов для 3—7-летних — от 2000 до 4000 рублей. Но 16-дюймовый велик может быть и дороже. И еще: специалисты не советуют брать такие велосипеды с переключаемыми скоростями и тормозным рычагом на руле, хотя подобные модели есть. Рановато...

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Александр, 28 лет:

— Глядя на то, как катаются сын и его друзья, понимаешь, насколько разные у них “физические кондиции”. Один малыш, которому нет и четырех, уже рассекает на двух колесах. А пятилетняя девочка все еще использует четырехколесный велик, без дополнительных колесиков ей трудно. Другой парнишка так гоняет, что без шлема его на дачные дорожки выпускать боязно...

В любом случае велосипед, на мой взгляд, штука очень полезная: мы сознательно отказались от покупки электромотоцикла или автомобильчика с аккумулятором, ведь на нем ребенок лишь пассивно сидит. После пары месяцев кручения педалей ножки у сына заметно окрепли, он стал гораздо лучше бегать и прыгать.

От 7 до 13 лет

Как правило, эти машины многоскоростные, с высокой рамой и узким кожаным седлом. Различаются подростковые велосипеды так же, по диаметру колес. Они бывают 20-дюймовые (для 7—9 лет) и 24-дюймовые (от 9 лет и старше).

При росте 130 см ребенку уже можно покупать велосипед с колесами 24 дюйма. Цены — от 4000 рублей и выше.
Некоторые модели складываются, что немаловажно для транспортировки в машине. Иначе стоит подумать о покупке специального велобагажника.

Выбираем подростковый байк

— Велосипед “делится” на две части — раму и навеску (все остальное), — объясняет Евгений Новосельцев. — В основном фирмы изготавливают свою раму с логотипом компании, а навеску покупают у одного и того же производителя. Так что получается, все велосипеды “разливаются” на одном заводе. В основном это японская компания Shemano либо американская Sram. Они поставляют компоненты и полные комплекты (переключения, задние и передние рычаги, систему, втулки переднего и заднего колеса, колеса, тормоза, цепь) различных классов. Набор всегда один и тот же, но качество зависит от класса, а от него — зависит цена.

Всего для всех велосипедов существует 8 классов. Для детских — только три (выше идут туристические, спортивные, горные и гоночные велосипеды).

Класс SYS — к нему относятся самые дешевые и простые модели.

Класс ALTUS — уличный вариант, но уже сертифицированный, с проверенным качеством.

Класс ACERA — самые дорогие и качественные из детских.

У японцев есть и отдельная группа для детей — MJII.

Цена между этими классами отличается в полтора, а то и два раза.

Определить, какого класса навеска на вашем велосипеде, можно, взглянув на любую деталь — тормоза, переключение и т.д. Индекс должен быть указан прямо на деталях.

Покупать ребенку велосипед класса SYS специалисты не советуют. Эти “машины” известны тем, что всего через неделю у них ломается переключатель скоростей. Жалко не столько потраченных денег, сколько ребенка — ему не объяснишь, почему велосипед теперь будет пылиться на балконе. В общем, эти машины быстро разбалтываются, хотя цена такого велика совсем не детская — 4000—5000 рублей. Но, учитывая, что велосипед должен прослужить не один год, лучше доплатить и купить классом получше — например, ALTYS (его точно хватит на сезон) или ASERA (лучшее качество из возможных — еще прогулочный, но уже почти как у взрослых).

Покупая велосипед, обратите внимание на сборку. Она тоже очень важна. Как определить качество сборки? Крутаните колесо. Если увидите, что оно ходит неравномерно, бьется об обод, значит, в тормозной колодке есть зазор между ней и ободом. Эта сборка никуда не годится.

Проверьте тормоза. Когда нажимаете на ручку, колодки должны касаться обода одновременно — и справа, и слева.

Испытайте переключение скоростей — поднимите заднее колесо, крутаните его и переключайте передачи. Но даже после этого лучше проехаться на велосипеде хотя бы 10 метров. Под нагрузкой плохие переключатели могут не сработать, цепь будет соскальзывать с резца. Это тоже результат некачественной сборки.

Еще одно отличие хорошего детского велосипеда от плохого — в его весе. Чем он легче, тем лучше.

Если говорить о велосипедах подростковых, то идеальный вес машины должен быть 13 килограммов. Самый плохой — 18.

Внешне велосипеды разных “весовых категорий” ничем не будут отличаться, поэтому лучше всего их взвесить.

Легкие стоят от $300, зато сделаны из качественного алюминия. А тяжелые — как правило, китайского производства, рама у них толще, чем обычно, и даже руль может быть железный. Такой велосипед никогда не сломаешь, но и ребенок поднять его не сможет.

Не поддавайтесь на уговоры продавца купить велосипед с двойной амортизацией. В детских моделях реально работает только одна амортизация — переднего колеса. Вторая, как правило, декоративная. По сути, она не несет никакой функции, только утяжеляет велосипед, к тому же делает его менее прочным, ведь пружина заднего колеса может ломаться. Скорость у двухподвесного байка тоже гораздо ниже, чем у одноподвесного.

Как научить малыша кататься

С этим вопросом мы обратились к велогонщику-любителю, а вдобавок — отцу и дедушке, Сергею ПРОХОРОВУ.

— Самые маленькие часто начинают ездить при помощи родителей, толкающих велосипед. Но даже если ваш ребенок гонял на трехколесном друге, как Спиди-гонщик, это не значит, что он так же легко и быстро освоит четырехколесное средство передвижения. Покажите, куда ставить ноги, как крутить педали, тормозить, как с помощью руля управлять велосипедом. Поддерживайте первое время велосипед сзади — за сиденье. Вначале придется помогать движению велосипеда, подталкивать, рулить за ребенка — пока у него не возникнет желание перемещаться самостоятельно.

Чтобы научить малыша держать равновесие, достаточно поднимать боковые колесики повыше, чтобы при движении они не касались земли. Упасть маленький гонщик не сможет — при крене велосипеда колесики будут его поддерживать.

Самое сложное — переход на подростковый велосипед с рамой. Из-за большого диаметра колес такие велосипеды разгоняются быстро и сильно, а тормозить юный спортсмен еще не умеет, так же как и рулить на скорости. Заканчиваются первые уроки синяками и ссадинами.

Приучайте малыша носить шлем и налокотники, пока он не освоит новый спортивный снаряд.

Первое время придерживайте ребенка на двухколесном байке за спину и толкайте вперед. Через 10—15 минут малыш “схватит” равновесие. Обязательно расскажите ему, как правильно падать, — ребенок должен быть готов к падению (выставлять ногу и поворачивать руль в сторону падения).

Дальше — вопрос времени. Главное, чтобы ребенок сам захотел учиться, иначе страх и нерешительность будут ему мешать. Поэтому пример вашего катания и устная мотивация, похвалы любым успехам малыша будут совсем не лишними.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру