Бизнесмены "подтягивают" вузы

Как научить разговаривать на одном языке абитуриентов и работодателей?

12 июля 2007 в 15:01, просмотров: 387

Сегодня в стране образовался дефицит трудовых ресурсов. По  оценкам специалистов, 60% выпускников вузов не  идут работать по специальности и предприятия вынуждены тратить огромные средства на переобучение специалистов. В рамках национального проекта "Образование" государство стимулирует инновационные вузы. Насколько эти программы способны примирить систему образования и потребности рынка? Об этом шла речь на "круглом столе" "Кадры решают все. Профессиональное образование: анализ спроса и предложения", который состоялся в рамках III Ежегодного форума национального бизнеса "Новый бизнес новой России".

На всеобщее обозрение был вынесен первый базовый рейтинг, суть которого состояла в том, чтобы выявить, насколько уровень профессионального образования соответствует критериям работодателей.

Сформированный базовый деловой рейтинг высшего образования – первый в России рейтинг, дающий оценку российским вузам с точки зрения востребованности их выпускников на рынке труда. Исследование проводилось предпринимателями совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). С результатами рейтинга участников "круглого стола" ознакомил член генерального совета "Деловой России" Николай Брусникин.

По его словам, ключевыми задачами проводимого рейтинга являлось: ответить на находящиеся в процессе формирования запросы рекламодателей, абитуриентов, их родителей и всех заинтересованных лиц в образовательной системе; выявить, какие рекламодатели успешно сотрудничают с вузами; узнать о личных образовательных стратегиях – это новая новаторская категория, введенная, чтобы дифференцировать специалистов. В рейтинге приняли участие 1100 экономически успешно развитых российских компаний из 35 регионов РФ. Были выбраны самые значимые виды экономической деятельности, по которым опрашивали работодателей, молодых специалистов и кадровые агентства. Опрос проводился по таким критериям, как успешный карьерный рост в их специализации, показатель роста заработной платы и получение высшего образования в 2000–2003 годах. По пять кадровых агентств опрашивалось в каждом регионе, таким образом всего было опрошено 1100 российских компаний, 2000 молодых сотрудников и 160 кадровых агентств.

Опрос показал, что среди молодежи 40% начинают свою трудовую деятельность еще учась в учебных заведениях, 60% трудоустраиваются сразу после получения высшего образования, 40% после окончания учебы еще находятся в подвешенном состоянии и находят работу через год, а то и два. По подсчету Высшей школы экономики, только 30% молодых людей, получивших "вышку" в различных вузах, выходят специалистами. Если в 1990-е годы работодатели предпочитали заполнять вакансии по знакомству, то теперь более 70% предприятий ищет сотрудников по ряду установившихся норм.

Выпускникам же был задан вопрос, как они оценивают уровень своих знаний в той или иной профессии. И вот парадокс: многие считают, что уровень знаний, полученный ими самими, намного превышает те знания, что им дали в вузах! При устройстве молодого сотрудника работодатели не уделяют должного внимания его квалификации и месту учебы. Николай Брусникин объясняет это тем, что выбор слишком велик и уже не до кастинга. Также он отметил, что хотелось бы устойчивых отношений успешных компаний и вузов для привлечения и обучения тех, кто не окончил вуз, и найма на стажировку.

Более 500 вузов попало в спектр исследования. Были названы 50 вузов, показавших наилучшие результаты в ходе проводимых "Деловой Россией" исследований. И все они государственные.

Негосударственные высшие образовательные учреждения не попали даже в 150 отобранных вузов. Однако Николай Брусникин заметил, что, безусловно, их присутствие очень важно на образовательном рынке России. Поскольку главной задачей на сегодня остается подготовка молодых специалистов.



Партнеры