За двумя мозаиками погонишься...

Над головами москвичей осыпаются ценные панно

13 июля 2007 в 16:51, просмотров: 571

В самом центре города, на Тверской, начали разрушаться уникальные мозаичные панно, которые украшают спуск в подземный переход и в метро. Лишь 10 лет смог просуществовать презент, полученный Москвой от Украины к своему 850-летнему юбилею.

Тогда, в 1997-м, столице прислали в числе прочих даров ценные художественные произведения — 6 мозаичных панно, на которых изображены несколько панорам Страстной площади, скопированных со старинных гравюр и фотографий. Этот необычный презент городу-юбиляру преподнесла крупнейшая украинская энергетическая компания.

Автор проекта — художник Карен Сапричян — решил выполнить панно в технике флорентийской мозаики: “картинки” выложены из кусочков так называемой “каменной фанеры” — тонких пластинок мрамора и других материалов. На цветное изображение видов старой Москвы пошло два десятка различных сортов мрамора и даже полудрагоценные камни — оникс, хризолит, змеевик…

Панно были укреплены над лестницами, ведущими в знаменитую “Пушку” — длинный подземный переход под Пушкинской площадью, соединенный с вестибюлем станций метро. Создатели мозаик с самого начала беспокоились об их сохранности в агрессивной атмосфере огромного города. Поверхность каменных картин даже обработали спецсоставом, предохраняющим от едучих выхлопных газов и прочих атмосферных воздействий. Однако это не помогло. В нынешнем году панно начали разрушаться. Особенно сильно пострадали два мозаичных изображения, расположенных над лестничными маршами на нечетной стороне Тверской улицы.

— Виною всему — “дыхание” метро, — пояснил пресс-секретарь ГУП “Гормост” Олег Галкович. — Через эти лестничные проемы проходят интенсивные воздушные потоки из расположенного неподалеку подземного вестибюля станций “Пушкинская” и “Тверская”. Сырой теплый воздух постоянно обдувает панно. Это само по себе вредно для картин, а кроме того, зимой в морозные дни влага оседала на поверхности, попадая в микроскопические щели, замерзала там... Такой процесс усугубил разрастание трещин и вызвал разрушение мозаик. Мы сейчас пытаемся решить проблему их спасения.

Предполагается, что оба аварийных панно нужно снять со стен перехода и в горизонтальном положении перевезти в специальное помещение для хранения и реставрации. Но еще до того специалисты “Гормоста” хотят закрепить уцелевшие части мозаик и предотвратить их дальнейшее осыпание.

— Постараемся эвакуировать каменные картины еще до конца июля, — уточнил Галкович. — Но вот с дальнейшей реставрацией дело пока обстоит непросто. Найти самого автора панно и тех мастеров, кто участвовал в их создании, нам пока не удается: за прошедшие годы все прежние телефонные номера успели устареть. Попытаемся найти у нас здесь специалистов, которые смогли бы заняться возвращением этим флорентийским мозаикам их первоначального вида.



    Партнеры