Табель губернатора

Что измеряют результаты ЕГЭ?

15 июля 2007 в 18:01, просмотров: 367

Положения нацпроекта “Образование” становятся частью региональной политики. В конце июня Владимир Путин подписал указ “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”. В нем расписано, по каким параметрам губернаторы будут впредь отчитываться за состояние дел в регионах. Положение в образовании будут характеризовать результаты сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Использование ЕГЭ в качестве независимой оценки знаний является одной из ключевых позиций нового направления нацпроекта “Образование”, появившегося в 2007 году, — конкурса регионов на комплексность подхода к реформированию образования. Вместе с переходом к новой системе оплаты труда учителей и введением нормативно-подушевого финансирования школ (по принципу “деньги следуют за учеником”) введение ЕГЭ стало одним из обязательных условий участия регионов в конкурсе, на кону которого стояли 16,3 млрд. рублей (примерно по 400 млн. на каждого победителя).

Теперь ЕГЭ превращается и в основной показатель успешности состояния дел в образовании территории в целом. Картину будут дополнять только результаты опросов общественного мнения по качеству образования.
Стремление главы государства получить представление о положении дел в образовании из независимых источников можно только приветствовать. Особенно в России, где качество образования падает, а количество золотых медалистов ежегодно увеличивается на 10%. Вопрос только в том, кто может дать независимую оценку.

 

ЧТО ОЦЕНИВАЕТ ЕГЭ

Основной показатель губернаторской отчетности об образовании — “удельный вес лиц, сдавших Единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в Едином государственном экзамене”, отмечается в указе. Понятно, что чем выше окажется “удельный вес”, тем лучше выглядят губернатор и его министр образования. Таким образом, показатели ЕГЭ становятся делом личной заинтересованности обоих. А потому можно не сомневаться, что во имя нужных результатов они пустят в ход все наличные административные ресурсы. При таком раскладе на объективности оценок ЕГЭ совсем скоро можно будет поставить крест. Фальсификация результатов Единого госэкзамена примет массовый характер, а сама идея будет окончательно дискредитирована, предсказывают эксперты.

Впрочем, уже сейчас губернаторы ревниво следят за показателями ЕГЭ в своих регионах и делают все, чтобы не отстать от соседей. “Я только что беседовал с главой одного из крупнейших российских регионов. Так он мне прямо сказал: “Данные ЕГЭ публикуются. Разве я позволю, чтобы в моей губернии результаты были хуже, чем в остальных?!” — рассказал “Московскому комсомольцу” президент Ассоциации директоров средних школ России Яков Турбовской.

Превращение ЕГЭ в основной показатель оценки образования территорий неоправданно и с другой точки зрения. В ближайшие два года — до перевода ЕГЭ в штатный режим в 2009 году — его показатели в разных регионах останутся несопоставимыми. Дело в том, что до 2009 года ЕГЭ сохранит статус эксперимента, а следовательно, не будет обязательным для всех. Сейчас в разных регионах его сдают по-разному: где-то по пять предметов, а где-то по одному, да и то по желанию — как, например, это было в Москве в 2005 году. Там, где предмет сдают только желающие — осознанно его выбравшие и специально готовившиеся, — результат будет всегда выше, чем в регионе, где экзамен обязательный и сдавать его являются все местные двоечники. Так что до 2010 года, когда губернаторы впервые отчитаются по результатам ЕГЭ на равных, понять из их отчетов, где дело с образованием обстоит лучше, а где хуже, не удастся. А это означает, что попытка использовать ЕГЭ как универсальный критерий объективной оценки не принесет ожидаемого результата.

Следует учитывать и то, что эксперимент с ЕГЭ вызывает неоднозначное отношение образовательного сообщества, а его ценность в нынешнем виде подвергается серьезным сомнениям. Например, специалисты Российской академии образования (РАО) убеждены: система тестирования, на которой построен ЕГЭ, порочна в принципе. По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, тест не может (и не должен) быть единственным инструментом проверки знаний. И уж тем более — являться выпускным и вступительным экзаменом “в одном флаконе”. На основании единственного испытания нельзя судить об уровне подготовки одиннадцатиклассника, подчеркивают в РАО. А ориентируясь на эти оценки, “вычислять” положение дел в регионе в целом и вовсе “полная профанация”, утверждают академики.

 

ЧТО ДАЮТ ОПРОСЫ

Что же касается попытки использовать в качестве источника независимой информации результаты опросов общественного мнения о состоянии образования, то в ближайшее время использовать его в полной мере вряд ли возможно. В большинстве регионов практики регулярных опросов такого рода не существует. А чтобы их организовать и наладить, нет ни денег, ни инфраструктуры. Кроме того, результаты опросов не очень надежны: как известно, ответы сильно зависят от того, как сформулирован вопрос.

Частично проблему могли бы решить независимые рейтинговые агентства — власти вполне могли бы ориентироваться на профессионально выстроенную систему предпочтений населения. Однако такие агентства только-только начали появляться, а те немногие, что есть, в основном специализируются не на общем, а на высшем образовании.

Первые компании по рейтингованию и подбору школ пока возникли только в Москве и, возможно, в Питере.

Таким образом, ни один из параметров, по которым будут судить о состоянии образования в регионах, не выявит реального положения дел. Тем не менее возможность создать систему независимой оценки существует. Эту задачу готов взять на себя Российский союз ректоров (РСР).

 

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

По словам главы РСР, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, независимой оценкой знаний школьников должны заниматься не чиновники, а образовательное сообщество. Для этого, считает он, нужно создать нужное количество всероссийских центров тестирования. А всю работу в них возьмут на себя преподаватели ведущих вузов страны, включая МГУ им. Ломоносова. РСР готов включиться в эту работу в любой момент, подчеркнул он.

Кстати, отметил Садовничий, пригодятся и наработки ЕГЭ — только нынешний Единый государственный экзамен должен быть заменен регулярной проверкой знаний учащихся, пусть и в форме тестов. В отличие от одноразового ЕГЭ, сдаваемого сейчас на выходе из школы, тестирование должно стать ежегодным — начиная с 7—8-го класса. А дополнить его должно создание личного портфолио для других достижений школьника за период учебы. Результаты проверки знаний каждого учащегося должны быть достоверными, а административный ресурс — неприменимым. На эти данные можно будет ориентироваться и при выведении “успеваемости” региона в целом.

Полезным было бы и создание сети независимых рейтинговых агентств, специализирующихся на ранжировании учебных заведений. Основой для их деятельности, в частности, должны стать полные данные о себе, размещенные в Интернете всеми учебными заведениями. Это должно стать обязательным условием получения лицензий всеми школами, колледжами и вузами. Правдивость информации должны проверять специальные государственные органы (например Рособрнадзор). Они же должны строго наказывать попавшихся на обмане.

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

В рамках нацпроекта “Образование” названы имена первых победителей конкурса лучших учителей. Минобрнауки утвердило список из 4691 человека, которые получат гранты (по 100 тысяч рублей) в 2007 году. Всего награжденных должно быть 10 тысяч человек, в том числе — 118 москвичей.

51 субъект Федерации представил для участия в нацпроекте свои программы развития образования, 21 получил гранты — от 500 млн. до 1 млрд. руб. (всего — 16,3 млрд. руб.). Регионам для этого пришлось выполнить ряд условий: ввести нормативно-подушевое финансирование школ и отраслевую форму оплаты труда педагогов, организовать попечительские советы и провести Единый госэкзамен. Признанных лидеров отечественного образования — Москву и Петербург — в этом году оставили без денег. Зато позже им дадут деньги на развитие своего “разумного, доброго, вечного”.

В качестве отдельного направления в 2007 году в нацпроект вошел конкурс инновационных профучилищ и колледжей. В нем приняли участие 266 учреждений начального и среднего профобразования. Победителями стали 76 — 31 училище и 45 колледжей (в том числе 3 московских). Они получат от 20 до 30 млн. руб. (всего — 1,8 млрд. рублей). Еще столько же, как ожидается, подкинут пэтэушникам и студентам колледжей работодатели. В течение 2008—2009 годов господдержка будет оказана еще 60—80 училищам и ссузам (по 30—40 штук в год).



Партнеры