Карательный синод

Как накажут опального епископа Динамита?

15 июля 2007 в 14:45, просмотров: 853

В притче английского писателя Джорджа Орвелла “Скотский хутор” свиньи, свергнувшие власть людей, придумывают новые семь заповедей. Их пишут на стене хозяйского дома. Но по мере развития событий заповеди все время меняются. Животные недоумевают, каждый раз читая поутру новую редакцию заповедей. Когда хряк Наполеон опился виски, то к заповеди “Животные не должны пить спиртного” придворный хряк Крикун добавил пару слов: “сверх меры”. Нечто подобное наблюдается и с Уставом Русской православной церкви. За 17 лет, прошедших со дня последнего Поместного собора, один из постоянных членов митрополитбюро что-то дописывает и меняет.

На Поместном соборе 1990 года, во время которого был избран нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, постановили, что высшей властью в Церкви является именно он, и что созываться собор должен не реже одного раза в 5 лет. Во время работы юбилейного Архиерейского собора в 2000 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил с неожиданной инициативой — он предложил новую редакцию Устава РПЦ, в которой значилось, что Поместные соборы должны быть созываемы “по мере надобности”. Причем не уточнил, по мере чьей надобности. Против этой инициативы выступил старший друг и соратник — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Он усомнился, вправе ли Архиерейский собор, который не отражает всей полноты Церкви, что-то менять в Уставе, который был принят Поместным собором? С митрополитом Ювеналием согласилось большинство епископата РПЦ. Тем не менее, как в притче Орвелла, в сборниках материалов Архиерейского собора теперь пишется, что Поместные соборы созываются “по мере надобности”. То, что 17 лет они не созываются, означает, что у митрополита Кирилла (Гундяева), который непонятно по какому праву рулит церковной жизнью, такой надобности не возникло.

Против этих “новшеств” зимой этого года выступил епископ Чукотский и Анадырский Диомид (Дзюбан), которого церковные остряки сразу же метко прозвали Динамитом. В мае этого года он и священнослужители его епархии обратились к патриарху с открытым письмом, в котором требовали срочного созыва Поместного собора для решения насущных проблем церковной жизни. Патриарх не ответил на это письмо. Но направил на Чукотку почтенных старцев Троице-Сергиевой лавры, поскольку епископ Диомид начинал свой монашеский путь в лавре преподобного Сергия. Старцы проделали нелегкий путь и пробовали увещевать мятежного Динамита. Но тот только отмалчивался, а после их отъезда пустил в Интернет увещевательное письмо лаврского собора с обширными комментариями одного из монахов своей епархии. Один из старцев точно заметил, что образцом для подражания Динамиту служит митрополит Арсений (Мацеевич), заточенный Екатериной II в Петропавловскую крепость и окончивший там свои дни в 1772 году. Причиной столь жестких мер стало то обстоятельство, что митрополит Арсений воспротивился действиям императрицы, которая отнимала земли и крестьян у монастырей. Митрополит Арсений был причислен к лику святых недавно, уже после крушения СССР.

18 июля состоится очередное заседания Священного синода РПЦ. Поскольку епископ Динамит отказался повиниться и стоит на своем (а его инициатива нашла своих сторонников, и в Интернете создан специальный сайт “Поместный собор” и собираются подписи верующих, требующих созыва Собора), бунтовщика следует примерно наказать. Поэтому сверхинициативный митрополит Кирилл (Гундяев), глава церковной дипломатии, уже готовит примерный список наказаний, которому следует подвергнуть мятежного епископа. Митрополитбюро, по мнению Гундяева, должно или сослать Динамита в монастырь, или лишить священного сана. Все эти меры могут привести еще к одному расколу в РПЦ. Ведь епископа, который находится в Анадыре, трудно испугать монастырем. Если же лишить его сана, то он может не подчиниться решению Синода и уйти в раскол. Тем более что епископ Таврический и Одесский Агафангел, принадлежащий к Зарубежной церкви, отказался признать акт о восстановлении канонического общения двух ветвей российского православия. 10 июля в Нью-Йорке состоялось открытие Собора, в котором приняли участие все священнослужители, не признавшие акта о воссоединении. Получить в качестве союзника ставшего сверхпопулярным епископа Диомида означает одно: усилить ряды мятежников.

Впрочем, митрополиту Кириллу не впервой работать на раскол. Разделение Украинской церкви на две враждующие ветви, уход Сурожской епархии под Константинополь, дробление европейских приходов епископом Венским Иларионом (Алфеевым), верным сподвижником Кирилла, — неполный список подвигов главы Отдела внешних церковных связей. На этом же Синоде, как нам сообщили наши источники в ОВЦС, будет решаться не только судьба санкт-петербургских духовных школ. Ожидаются серьезные кадровые перестановки. Митрополит Кирилл решил отозвать из Нью-Йорка своего питомца епископа Зарайского Меркурия (Иванова) и назначить его ректором питерских духовных школ. За 7 лет, проведенных в США, владыка Меркурий сумел основательно изуродовать Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, поссориться с иерархами РПЦЗ и уничтожить мемориальный кабинет патриарха Тихона. До сих пор, несмотря на подписание акта о воссоединении, он не поминает за литургией митрополита Лавра, главу РПЦЗ. Это весьма удачное решение, поскольку после долгих бесславных попыток владыка Меркурий все же сумел окончить питерскую духовную академию и даже стать кандидатом богословия! Если это назначение произойдет, то оно станет первым шагом самого митрополита Кирилла к заветной петербургской кафедре, которую ныне занимает 79-летний митрополит Владимир (Котляров). На место Меркурия владыка Кирилл хочет назначить своего зама — епископа Марка (Головкова), верного своего последователя.

Один из поклонников митрополита Кирилла, член Союзов журналистов и писателей Станислав Горохов, в своем письме в “МК” признается: “Когда я впервые увидел Кирилла по телевизору с пламенной речью, я понял: вот он, Государственный Муж, чисто русский человек, способный зажечь массы, сплотить, сподвигнуть на большое дело (к примеру, на Революцию). Ну что вот наш патриарх? Говорит с трудом, едва ли не косноязычно, словно кашу манную жует. Литовец, не та ментальность. Огня нет, страсти, темперамента, удали. А у Кирилла полно, как у истинно талантливого русского человека. Видимо, этого же мнения и в администрации нашего президента, коль наградили Кирилла орденом “За заслуги перед Отечеством I (!) степени”. Горохову не важно, что патриарх Алексий по происхождению не литовец, а по отцу из семьи остзейских, давно обрусевших немцев, что Кириллу дали орден лишь II степени. Важно, что Кирилл — настоящий русский одержимый революционер!

Почему же митрополит Кирилл так рвется в Петербург? Дважды за историю ХХ века питерские митрополиты становились патриархами. В 1945 году — Алексий (Симанский) и в 1990-м — Алексий (Ридигер). Митрополит Кирилл спит и видит себя патриархом всея Руси. Остается надеяться только на то, что долготерпеливый Господь не допустит этого.

 



    Партнеры