Ангел для бизнеса

Где отыскать добрую фею с большим кошельком?

4 августа 2007 в 12:00, просмотров: 574

Если вы научились вышивать крестиком с астрономической скоростью или близки к тому, чтобы раскрыть секрет вечного двигателя, у вас есть все шансы стать вторым Биллом Гейтсом. Любую мысль можно превратить в бизнес, имея достаточно средств на ее раскрутку. В России появились “добрые феи” с большими кошельками, готовые поделиться личными сбережениями с талантливыми людьми. Корреспондент “МК-Воскресенья” выяснил, кто такие эти новые волшебники и где их искать.

 

Кузнецы чужого счастья

Степан — топ-менеджер одной из ведущих строительных корпораций в Москве. Его мечта о собственном доме, пушистой собаке и блестящей карьере уже осуществилась. Теперь он исполняет желания других, не менее талантливых и перспективных, — вкладывает средства в начинающих изобретателей.

Среди “сильных мира сего” (топ-менеджеров, ведущих специалистов, владельцев компаний) сегодня появляется все больше людей, желающих помочь “талантам из народа”. Для них это своего рода благотворительность. Ну кто откажется от роли сказочной феи, которая помогает трудолюбивой Золушке стать принцессой? Сами инвесторы сравнивают себя не со справедливыми волшебниками, а с добрыми небесными ангелами-хранителями.

Термин “бизнес-ангел” зародился в 60-е в США — так называли людей, материально поддерживающих театральные постановки и мюзиклы. Теперь это понятие стало шире: бизнес-ангелами именуют еще и тех, кто поддерживает неизвестных, но перспективных изобретателей, художников, скульпторов.

— В общем-то бизнес-ангелы — это те же инвесторы, — объясняет “ангел” со стажем Дионис Гордин. — Работают они не только уже с состоявшимися предпринимателями, но и с людьми “из народа”. Скажем, человек еще не имеет своей фирмы, но уже изобрел душевую систему экономии воды. За такие проекты — практически “с нуля” — мы и цепляемся. А вдруг что получится?

 

Ангельский кураж

Финансовая выгода будущего предприятия интересует хранителей поскольку постольку. Гораздо большую ценность для них представляет сам процесс продвижения проекта на рынок. И чем труднее “пробиться” с товаром на рынок, тем лучше. Бизнес-ангелы — люди, которые рискуют, для того чтобы выиграть. Именно поэтому под свою опеку они порой берут проекты, на первый взгляд, уже совсем лишенные всяких перспектив.

Уважаемый предприниматель Михаил Фридман, плюс ко всему один из самых знаменитых бизнес-ангелов в России, не так давно взялся за производство натурального perpetuum mobile (вечного двигателя).

Идею предложил российский изобретатель, инженер по образованию. Еще лет тридцать назад он создал уникальный моторчик, который отличается компактностью, универсальностью и низким потреблением бензина.

Устройство можно присоединять к велосипеду, самокату, мотороллеру, и оно будет работать в режиме “нон-стоп”.

— У нас прошел слух, что Фридман и его команда нашли способ использовать этот моторчик в военных целях, — рассказывает директор одной из ведущих компаний, занимающихся раскруткой “рисковых проектов”, Екатерина Пантелюшина. — В общем, это изобретение его создатель пытался “пробить” целых 30 лет. Перед ним закрывались двери ведущих российских (а в начале его деятельности — еще советских) научных институтов: такое изобретение, говорили ему, никому не нужно. Человек шел к своей цели, не сдавался. В конце концов достучался до Фридмана. А теперь идею активно продвигают за рубежом, и там она имеет сумасшедший успех — ходят слухи, что этот изобретатель уже сотрудничает с японскими компаниями.

 

Американский пирог

Многие частные инвесторы, берущиеся за раскрутку идеи, — это бизнесмены во втором, а то и в третьем поколении. Естественно, мамы и папы таких предпринимателей очень постарались, чтобы они получили отличное образование. Поэтому у каждого талантливого изобретателя всегда есть возможность попасть к человеку, имеющему диплом какого-нибудь престижного заграничного вуза и опыт работы за рубежом.

Российские проекты через бизнес-ангелов “со связями” попадают за границу. Возможностей для реализации идей там гораздо больше, чем в России. А все потому, что иностранцы более восприимчивы к новым продуктам на рынке. Особенно они щедры на разного рода электронные развлечения, которых в России почему-то изобретается больше всего.

— Один русский, ученый по профессии, изобрел электронную игрушку “Сайбика” — для общения, — вспоминает Екатерина Пантелюшина. — Внешне она похожа на электронные часы и могла улавливать себе подобные устройства на расстоянии. Скажем, сидит человек в кафе, а его устройство подает ему сигнал: рядом человек с такой же игрушкой — можно начинать общение. Помимо этих функций устройства обладали способностью переговариваться друг с другом, петь песенки и так далее. Изобретение отправилось под Рождество в Нью-Йорк. Объемы продаж превзошли все наши ожидания. А вот на русский рынок выводить проект не стали: по итогам опросов, мы заключили, что у нас она никого не заинтересует.

Сами американцы предпочитают покупать идеи у наших соотечественников. Российские разработки на рынке идей стоят гораздо дешевле, чем проекты американских ученых. Что для нашего инженера практически состояние, для американца — сумма весьма незначительная. Обидно, конечно. Но ситуация такая сложилась уже давно. И, как уверяют специалисты, изменится нескоро.

 

Лавка для левшей

Впрочем, помимо заумных игрушек “ангелов” интересуют и другие идеи, более приближенные к российской действительности.

“Ангел” со стажем Руслан, например, работает в торговой сфере — ищет интересные предложения от предпринимателей, собирающихся открывать свой магазин. В его личной коллекции — лавка для левшей, “сырный” магазин.

— Пока предложений в области новых технологий не поступало. Были предложения открыть салоны красоты. В целом результат от такого сотрудничества всегда положительный. Получаю и моральное, и материальное удовлетворение.

Еще один “бизнес-хранитель” Александр — художник по образованию. А потому берется за раскрутку проектов, связанных с живописью, скульптурой, современным прикладным искусством.

Дионис Гордин перечисляет проекты, претендующие на “ангельскую” раскрутку, заинтересовавшие его:
— Вот человек предложил новую игрушку для сотовых телефонов. Поступило интересное предложение по производству нового оборудования для соляриев. А еще кое-кто разработал собственный проект по производству тепловизора — это такая видеокамера, которая воспринимает тепловое излучение и работает при очень высоких температурах. Она может “следить” за оборудованием в топливно-энергетических комплексах и может быть очень полезна на разных предприятиях.

 

Идеи на вынос

“Ангелу” найти подопечного несложно. Они — что именитые продюсеры: как правило, к одному инвестору выстраиваются очереди из желающих раскрутиться. Что касается самих “талантов”, дело обстоит не так просто.

Немногие из “простых смертных” обладают связями в деловом мире. А добрые волшебники каждый день в метро не встречаются.

На самом деле сегодня бизнес-ангела отыскать несложно — во всяком случае, легче, чем два или три года назад. Состоятельные люди, уже имеющие опыт по части вложений своих средств в чужие проекты, пришли к выводу — незачем прятаться. Они охотно размещают свои контакты в Интернете и телефонных справочниках, создают независимые содружества.

Если после телефонного разговора проект сочтут достойным внимания, вас пригласят на собеседование. Здесь можно будет проявить себя и изложить суть идеи. Изобретатели, скульпторы, художники приносят на такие встречи свои творения, чтобы бизнес-ангел имел возможность увидеть не только проект, но и его реализацию.

— Городских сумасшедших звонит много, — смеется Дмитрий Княгинин. — Мы, честно говоря, практически никому не отказываем во встрече. Конечно, часто приходится тратить много времени на объяснения — почему идея не годится. Звонит человек и говорит, например: “Я знаю, как производить сок без концентрата”. Ну не понимает такой товарищ, что заново велосипед не изобретешь и Америку не откроешь. Концентрат-то при производстве напитков используют не потому, что не думают об экологичности продукта. А потому что так выгоднее.

 

Кражи без взлома

Из всех отсмотренных проектов Дмитрий и его коллеги отбирают всего 3—5% действительно перспективных идей. За бортом оказываются те предложения, которые не имеют практического применения, и те, что не прошли экспертизу.

Все изобретения из разряда технических новинок действительно проходят обязательную проверку. Бизнес-ангелы желают убедиться: то, во что они собираются вкладываться, действительно стоит внимания. К работе в этом случае они привлекают знакомых экспертов и ученых.  

Во время проверки рискует изобретатель: его идею проще простого умыкнуть прямо из-под носа.

— На этот случай я бы порекомендовал любому, кто изобрел нечто новое или свежее, запатентовать свое творение, — советует бизнес-ангел Руслан. — А вдруг идея настолько хороша, что кто-то захочет выдать ее за свою собственную? 

После того как изобретение уже запатентовано, не лишним будет отнести разработку в научный центр — на независимую экспертизу. Так вы заранее сможете узнать, каковы ваши шансы на то, чтобы стать вторым Биллом Гейтсом. Кроме того, обращение к независимому эксперту — это дополнительный бонус при обращении к ангелам: они сразу имеют возможность убедиться, что изобретение уже было протестировано и сама идея работает не только в теории, но и на практике.

 

Чаепитие на небесах

Содружества бизнес-ангелов отбирают проекты во время чаепития. Это встречи “ангелов” с потенциальными подопечными, которые проходят не где-нибудь, а в лучших ресторанах и гостиницах Москвы.

И в общем-то весь процесс отдаленно напоминает школьные “ярмарки идей”. “Дети” — новоявленные таланты — презентуют собственные идеи. В помощь им — маркеры, доска и бизнес-планы. “Учителя” — будущие инвесторы — выбирают для себя наиболее интересные проекты.

Во время таких вот презентаций проводятся демонстрации приборов и устройств изобретателей, художественные выставки. На показ собираются друзья и знакомые. По полу бегают электронные звери, катаются роботы. 

 

Как делить будем?

Подопечному бизнес-ангела придется примерить на себя костюм генерального директора собственной же компании. Изобретатели регистрируют собственные фирмы и на правах хозяев становятся в их главе. Правда, значимым куском пирога с бизнес-ангелом придется поделиться. Какую-то часть акций компании он выкупает: чтобы всегда иметь возможность контролировать ситуацию изнутри. 

Чтобы выйти на финишную прямую к звездам масштаба Гейтса, придется потратиться. Прежде всего экспертиза. Она может обойтись вам от 500 долларов до 3000.

Помощь в разработке презентации и бизнес-плана тоже может оказаться не бесплатной, если вы будете делать это заранее сами. Обойдется это от 200 до 1000 долларов в зависимости от статуса специалиста, который будет вам помогать.

За патентование тоже придется заплатить — от 15 до 30 тысяч рублей.

Впрочем, уверяют некоторые бизнес-ангелы, изобретателей материальное не должно волновать. Главное — это идея. Все остальное может оплатить тот, для кого это действительно сущий пустяк. На то они и волшебники — чтобы творить чудеса.

 

Кстати

• Бизнес-ангелы берутся за поддержку проекта “с нуля”. Если у вас уже есть своя компания или лаборатория и вы изобрели, скажем, машину времени, придется обращаться в венчурный фонд. Это организация, которая рискует своими деньгами ради новых проектов так же, как и инвесторы-частники. Разница лишь в том, что она берется за более масштабные проекты, разработанные командой специалистов

Как только проект набирает обороты, бизнес-ангел перестает контролировать внутреннюю жизнь своих подопечных. Он может перепродать свою часть акций владельцу.

 

ПОЧЕМ КАРЬЕРА БИЛЛА ГЕЙТСА

Экспертиза идеи  500—3000 долл. 

Бизнес-план  200—1000 долл.

Патентование  15 000—30 000 руб. 



Партнеры