Пятый пункт

Когда при приеме на работу определяют первичные национальные признаки.

Статья 19 п.2  Конституции РФ уверяет, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Статья 37 п.4  дополняет  предыдущий  постулат: «Каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации». На деле все не так просто.

 

При просмотре объявлений о приеме на работу периодически  встречаются примерно следующие запросы: «В магазин женской одежды требуются продавцы-консультанты. Опыт работы, возраст до 30 лет, строго славянская внешность». В сфере обслуживания предпочитают видеть людей с русыми волосами и голубыми глазами. «А все потому, что у приезжих из Таджикистана не будут ничего покупать», – поделилась с нами владелица небольшой торговой палатки рядом с метро "Университет". – К тому же гигиена у них явно «страдает». Вот, например, посмотрите на торговцев шаурмой». Впрочем, в сфере торговли многое зависит от хозяина заведения. Если владелец точки – приезжий из бывшей советской республики, то, как правило, и работники – родственники и близкие друзья. Не столь лестного мнения горожане и о водителях «маршруток». «Порой дух захватывает, когда водитель  с акцентом лавирует среди потока машин, ругаясь в приоткрытое окно. Так и представляешь себе картину, как будто ты в горном районе, и  машина движется  по горному серпантину, объезжая выбегающих на дорогу коз. В последнее время  многие владельцы транспортных компаний  стали отказываться от услуг таких водил.  Неприятный осадок оставил в душе у директора  крупного столичного автопарка  приезжий из Азербайджана. . «Я с гастарбайтерами больше не связываюсь», – возмущенно говорит он . – Один указал в резюме, что непьющий, весь из себя такой положительный. Ну и я понадеялся, что вера не позволит пить горькую. А он  первую свою получку так отметил, что на следующий день не смог выйти на работу. После окончания испытательного срока я его уволил».

Дискриминация по национальному признаку встречается и в частных коммерческих фирмах при устройстве на  работу, где необходим опыт работы и высшее образование. Например, Ахмед С. в начале 80-х годов закончил  Московский институт управления,  получил "красный" диплом. Сначала работал на «ящике» экономистом, затем в постсоветское время ушел работать в туризм. Занимался финансами, бухгалтерией. Про таких, как он, говорят – «финансовый гений». За такими, как он, гоняются «охотники за головами» в надежде перекупить, переманить. Такие, как он, сегодня получают очень высокие зарплаты, бонусы и соцпакеты. Такие, как он, но не он.  Ахмед С. – чеченец. С 1975  года он живет в Москве, имеет городскую прописку, квартиру, высшее образование, отличный опыт работы  по специальности, презентабельную внешность, русскую жену и… маленькую зарплату. Сначала  работодатели, посмотрев резюме Ахмеда, с удовольствием приглашают его на собеседование. Однако потом, вежливо поинтересовавшись, откуда он родом, также вежливо говорят:  «До свидания, мы вам обязательно позвоним!» И все. «Скрывать свою национальность я не хочу. Я горжусь этим, я чту память своих предков и не собираюсь их предавать ради лучшего места», – говорит Ахмед. И работает в одной небольшой конторе уже много лет. Владелец фирмы  доволен своим финансовым директором. За семь лет безукоризненной работы другому сотруднику  он уже бы  несколько раз повысил зарплату, стремясь удержать на работе. Но не Ахмеду. Зачем? Все равно никуда не денется.

Обратившись к знакомому бизнесмену, я поинтересовался, а взял бы он на работу Ахмеда. «Да ты что! Возьмет всю кассу и уедет в свою Чечню. Ищи его там в горах! Или бандитов пришлет».

С подобными  проблемами сталкиваются и уроженцы некогда советской республики Азербайджан. 18-летний юноша, выходец из Баку, пришел по объявлению устраиваться на работу в ОВД Москвы. «В отделе сплошной интернационал, однако нашелся один человек,  предложивший молодому человеку поменять фамилию», – негодуют на одном из форумов в Интернете. На этом же  сайте отмечают, что если иностранец хочет наняться на работу в банк (при этом соискатель, что называется, ас в своем деле), то он должен поменять свое Ф.И.О. на русское, иначе ответят: «Иди, гуляй». «Отфутболили» и бакинского налогового инспектора, решившего устроиться  на аналогичную должность в России.  «Его сначала хорошо приняли, но как только узнали что он из Азербайджана, то сказали что нет работы», – пишут на форуме.

Тут возникают вопросы. Если кандидат по всем параметрам подходит на предлагаемую должность, почему от него отказываются из-за его национальной принадлежности? И  не обращают внимания на дипломы и сертификаты?  Во-первых,  работодатели  часто недоверчиво относятся к дипломам приезжих. Не исключено, что потенциальный работник купил его или в каком-нибудь  вузе, или в подземном переходе. Во-вторых, боятся начальники и того, что  недобросовестный  работник сбежит к себе на родину. Опасаются  и проблем с милицией.

Пожалуй, единственная сфера деятельности, где не обращают внимание на внешность и образование – это сфера неквалифицированного труда: дворники, уборщики, мусорщики, сторожа. Приглядитесь повнимательнее, кто метет улицы родной столицы? «Скоро москвичи будут страдать – все дворники  переедут в Сочи. А кто будет возить мусор или ремонтировать квартиры горожан?», –  задается вопросом коллега-журналист.

Впрочем,  многие приезжие ставят под сомнение существование в столице такого явления как дискриминация при устройстве на работу. «Не говорите ерунду», – сказал нам уроженец Армении, пожелавший остаться неназванным. «Главное, не национальность, а то,  как ты себя покажешь на работе.  Я не знаю, где вы находите  учреждения с таким негативным отношением к иностранцам. Я знаю многих приезжих, которые работают в банках и  госструктурах, и их глубоко ценят и уважают».

А заместитель председателя Комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина говорит следующее: «Конечно, если в объявлении указано ограничение «славянская внешность» – это самая настоящая дискриминация по национальному признаку. В 1999 году я сталкивалась с такими случаями по отношению к чеченцам. Людей этой национальности не хотели брать даже на работу уборщиками (боялись, что взрывчатку спрячет в подвале). С большим трудом была устроена на работу учительница из Чечни. Женщина устраивала по всем параметрам, кроме одного – национальности. В последнее время к нам таких жалоб не поступало, из чего делаю вывод, что большинство чеченцев трудоустроены. Таджики, азербайджанцы к нам не обращаются. Как правило, они находят работу строителями или продавцами на рынке. В настоящее время, по моим данным, чаще всего работодатели отказывают соискателю из-за непорядка с документами – либо человек проживает в России нелегально, либо у него нет регистрации. Хотя в последнем случае отказ незаконен.  Вообще сейчас в Москве огромный рынок труда, и он поглощает людей, невзирая на национальность».

Кстати,  дискриминация при приеме на работу есть и за границей. Например, во Франции, Канаде, Англии, Шотландии при прочих равных условиях на службу скорее возьмут человека, который имеет опыт работы в этой стране, чем того, кто вчера приехал. Но об этом никто никогда не скажет соискателю вслух, иначе тот затаскает по судам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру