АЛЛЁ, МЫ ИЩЕМ РЕКОРДЫ!

Зачем режут огурцы с закрытыми глазами и ходят по стеклу на спор?

— Ну, поехали, — командует кто-то. В зале, заполненном до отказа, воцаряется тишина. Щелкают лишь затворы фотокамер. Все внимание устремлено на человека в костюме шеф-повара. На глазах у него — повязка, в руках — нож, который будто сам собой пляшет по столовой доске. На ней единственное блюдо для сегодняшнего “ужина” — обыкновенный зеленый огурец с пупырышками. Уже через минуту нож застывает: шинковка окончена. Зал “выдыхает”. На глазах зрителей родился новый российский рекорд: огурец разрезан вслепую ровно на 200 кусочков за 60 секунд.

Книга на “Оскар”

Пока судьи конкурса пересчитывают кусочки огурца, нашинкованные российским умельцем, вокруг самого “героя” толпятся журналисты. Эксперты и СМИ — частые гости на рекордных шоу. Без них не обходится ни одно достижение российского или мирового уровня: уж таковы правила игры.

Ежегодно в агентства, занимающиеся приемом заявок на рекорды по всему миру, поступают тысячи запросов. “Самые-самые” достижения публикуются в книгах рекордов тех стран, к которым они принадлежат.

И лишь немногие попадают в знаменитую “Книгу рекордов Гиннесса”. Правильно она именуется “Guinness World Records”, что в переводе означает “Мировые рекорды Гиннесса”. Это издание названо по имени знаменитой ирландской пивоваренной компании. Ее владелец в далеком 1955-м решился собрать воедино все уникальные достижения человечества, поручив это небольшому информационному агентству в Лондоне.

С тех пор каждый год рекордсмены со всего мира имеют возможность регистрировать свои достижения в этой книге — разумеется, если на то есть согласие редакторов-экспертов. Публикация в этом издании для любого рекордсмена — все равно что статуэтка “Оскара” для какого-нибудь начинающего режиссера.

Рекорды можешь ты не бить…

С Алексеем Свистуновым мы встречаемся в небольшом столичном кафе. Застать его в Москве довольно трудно. Алексей постоянно в разъездах: то пропадает во льдах Антарктиды, то покоряет неизведанные горные вершины.

Мой собеседник — не рекордсмен. Но должность обязывает его знать о рекордной славе все. Как-никак — главный редактор “Книги рекордов России”.

— Я — как тот парень из тележурнала “Ералаш”, — улыбается Алексей. — Мне всегда вспоминается сюжет о бегунах. Бежит спортсмен, а рядом с ним — его младший брат. То полотенце ему поднесет, то воды, то еще чем-нибудь поможет. В конце концов бегун приходит к финишу первым. А младший брат уже тут как тут — с цветами и поздравлениями, говорит: “Молодец, ты победил!” Это мой случай.

Вместе с рекордсменами Алексей Свистунов бьет мировые и российские рекорды. Правда, в далекие путешествия и опасные приключения вместе с рекордсменами он отправляется не как участник, а как эксперт. Его задача — проследить за тем, чтобы рекорд был установлен по всем правилам, и зафиксировать достоверность достижения. Ну и, конечно, поздравить счастливых рекордсменов по завершении совместной работы.

Впереди планеты всей

Для Алексея все началось с поездки в Америку — в начале 90-х. Тогда будущий главный редактор “Книги рекордов России” еще работал международным журналистом и в Штаты попал по долгу службы. Там он впервые и увидел издание “Книги рекордов Гиннесса” в американском покетбук (карманном) варианте.

— У меня тут же возникла мысль — а чем мы, собственно, хуже? — говорит Алексей. — Пришла в голову мысль издавать нечто подобное. А начал я с создания собственного агентства, основной специализацией которого стали поиск рекордсменов и регистрация достижений в России.

Сегодня в агентстве Алексея от потенциальных рекордсменов нет отбоя.

— В нашей базе хранится столько же российских заявок на рекорды, сколько в редакции “Книги рекордов Гиннесса” — запросов со всего мира: ни много ни мало — 40 тысяч, — гордится Алексей Свистунов.

— Получается, что в России гораздо больше талантов, чем на всей нашей планете? — удивляюсь я.

— Получается, что так, — улыбается Алексей. — Только британцы — издатели той самой “Книги рекордов Гиннесса” — не всегда готовы согласиться, что в чем-то мы лучше них. Вспомнить хотя бы этот извечный вопрос о том, кто же все-таки изобрел лампочку — американец Эдисон или русский физик Лодыгин. Эдисон-то, по сути, просто довел изобретение Лодыгина до ума. Британцы этого почему-то не признают.

Среди россиян-рекордсменов немало людей “с именем”.

— Наш президент — тоже рекордсмен, — говорит Алексей Свистунов. — Причем на его счету уже два мировых достижения — две самые длинные пресс-конференции для журналистов (3 часа 26 минут, а через год — 3 часа 32 минуты). До него таких продолжительных общений со СМИ не проводил никто из глав государств.
Отличился недавно и губернатор Ставропольского края: за рулем комбайна он обмолотил 50 тонн озимой пшеницы за час. Правда, этот рекорд к мировым достижениям не относится и пока зарегистрирован лишь в “Книге рекордов России”.

Спор на червяка

— Но не все российские рекорды могут из категории “наших” перейти в категорию “мировых”, — говорит Алексей.

— Это почему же? — интересуюсь я.

— Некоторые достижения имеют свои национальные особенности. Вот, например, не так давно в Казани испекли самый большой чак-чак… Мы подали заявку на публикацию в “Книге рекордов Гиннесса”. Не прошли… Потому что нигде в мире подобного блюда не делают.

— А как же наш знаменитый борщ?

— Борщ — это блюдо, которое известно на планете. Совсем другое дело.

Рекорды с национальным характером существуют и в других странах. В США, к примеру, ежегодно проходят соревнования по выманиванию червей из земли. Каждому участнику шоу даются определенный участок земли и отрезок времени, за который тот должен успеть выманить червяков на поверхность. В ходе “червячного” чемпионата всегда находится победитель, который побил прошлогодний рекорд. Новое достижение затем вписывается в “Книгу рекордов Гиннесса”.

Категории великого

Алексей демонстрирует мне редкий экземпляр книги под названием “Самое первое”, изданной редакцией “Книги рекордов России”. Здесь собраны все самые знаменитые российские достижения в области открытий.

Вообще все рекорды — и российские, и мировые — можно разделить на три основные категории — “самое первое”, “самое-самое” и “единственное в своем роде” — уникальное.

Заявок в категории “Самое первое” от самих рекордсменов поступает немного: все-таки не каждый день люди совершают открытия, которые впоследствии окажут влияние на жизнь человечества. Большая часть рекордов в этом разделе — исторические достижения: первый полет на Луну, первый телефон, первое кругосветное путешествие.
К разряду “самых-самых” относятся достижения типа “самый высокий человек” или “самый большой в мире пирог”. На нашем счету — самый большой в мире овощной салат (2705 кг), самый длинный бисквитный торт (151,03 м). Среди российских рекордсменов сегодня немало людей, которые претендуют на публикацию в данном разделе.

На счету наших соотечественников достаточно рекордов и в категории “Единственный в своем роде”. Уж чем-чем, а идеями мы богаты.

— Один из самых интересных рекордов, свидетелем которого мне удалось побывать самому, — экстремальная кругосветка за 56 дней, — вспоминает Алексей. — Это путешествие было совершено при помощи 56 средств передвижения вдоль 56-й параллели (параллель Москвы). В “Книгу рекордов России” оно попало как одно из самых уникальных путешествий в истории нашей страны.

Чудеса тела

— Думаю, я вообще не такой, как все, — говорит 19-летний рекордсмен Георгий Горгиладзе. — Мне еще в детстве было понятно — я отличаюсь от других.

Еще бы! Гера (так называют его друзья) спокойно выдерживает вес трех человек, лежа на битом стекле, и за 5 минут разрывает несколько десятков календариков по 1000 страниц каждый. Но в рекордсмены Георгий угодил вовсе не поэтому. Однажды он исполнил уникальный по своим свойствам трюк: освободился от веревок за 2,5 минуты. Гера — самый юный исполнитель подобного фокуса в России. В “Книге рекордов России” его подвиг еще не зарегистрирован, но рекордсмен уверен — все впереди.

— Думаю, в следующий раз я подготовлю что-нибудь еще, связан этот трюк будет со стихией, — намекает рекордсмен. По словам самого Георгия, именно следующий номер вполне может стать его официальным достижением, вписанным в заветную книгу.

Для Георгия рекорды — не просто увлечение, а образ жизни. С 10 лет он занимается йогой, практикует цигун — иными словами, учится работать со своим телом. Большинство российских рекордсменов, так же как и он, — люди с необыкновенными физическими способностями, практикующие спортивные занятия.

Кстати, в советское время исключительно спортивные достижения создавали положительный имидж наших соотечественников в “Книге рекордов Гиннесса”. Рекорды жителей СССР, которые оценивались положительно, можно было по пальцам пересчитать: в старых редакциях “Книги Гиннесса” есть в основном упоминания о русских как о создателях самого страшного оружия на земле — ядерной бомбы, а также автомата Калашникова.

Почти Копперфильд

— Зачем мне рекорды? Наверное, это прекрасная возможность заявить о себе, — рассуждает Гера. “Имя” ему нужно для раскрутки собственного шоу: в будущем он планирует создать нечто вроде знаменитых представлений Дэвида Копперфильда. Чем больше людей узнают о нем — тем больше шансов на успех.

Георгий — не единственный, кто избрал рекордную славу в качестве основного инструмента для собственной раскрутки. Опытные рекордсмены знают, что установление рекорда — самый верный способ заявить о себе и своих неординарных способностях.

— Самая короткая выставка в мире длилась всего 60 секунд, — вспоминает Алексей Свистунов. — Но после того, как она состоялась, об организаторах узнала уйма народа.

Начинающий диджей Дима Грешников тоже рассчитывает на то, что рекорд поможет ему стать известным. Дима собирается провести за диджейским пультом 48 часов подряд. За это время он сыграет около 350 песен и, конечно, не отлучится от своего рабочего места ни на минуту. Лишь разрешенные в рамках музыкального марафона маленькие перерывы — на еду, кофе и туалет.

— Диджеев, даже очень хороших, сегодня хватает, — рассуждает Дмитрий, — а вот высокооплачиваемых профессионалов, которых приглашают играть в известные клубы, — немного. Я надеюсь, что мой рекорд поможет мне войти в их число.

Площадка для рекорда

В своей другой, “не рекордной” жизни Дмитрий Грешников — преуспевающий менеджер с большим опытом работы в области коммуникаций. Его повседневная жизнь мало чем отличается от жизни обычного обывателя. Пять раз в неделю — стандартный путь от работы до дома и обратно. На работе — компьютер, деловые встречи, совещания. После выходных, проведенных в клубе за диджейским пультом, отдохнуть почти никогда не удается. Поэтому бессонница для Димы — не в новинку.

— Бывало, что не спал я и гораздо дольше. С этим я справлюсь, — уверен Дмитрий. — Другое дело, что никогда раньше не играл для публики столько часов подряд. Но я в себя верю.

Пока единственная проблема будущего рекордсмена — найти подходящий зал для своего двухдневного выступления. Все-таки не каждый клуб согласится играть два дня подряд.

Кстати, поиск зала и экспертов для показательного выступления — не всегда забота рекордсмена. Иногда роль опекунов будущих “звезд” книги рекордов берут на себя организаторы шоу. Дмитрию тоже будут помогать. Но часть работы придется все-таки проделать самому.

Финишная кривая

Рекорды по большей части всегда удаются. Иногда, правда, бывают и исключения. Амиру и его друзьям из автомобильного сообщества однажды не повезло. Мировой рекорд, который они собирались поставить, сорвался из-за пяти сотрудников ГИБДД. Более двухсот машин одной марки вызвались сопровождать свадебный автомобиль на улицах Москвы: по всем подсчетам, этот кортеж из одинаковых автомобилей должны были признать самым длинным в мировой истории. Но, только-только выехав с места бракосочетания, молодые и их свита были остановлены доблестными сотрудниками дорожного патруля. Оказывается, передвигаться огромной колонной по городу запрещено.

— Вообще-то мы не сильно расстроились. Было немного обидно: ведь до официальной части было проведено несколько репетиций. Но никому не было до нас дела, — рассказывает Амир. — Возможно, об этой акции в ГИБДД заранее узнали через прессу… А может, нам просто не повезло.

— Рекорд — это, по сути, достижение, — говорит Алексей Свистунов. — А что в мире человеческом главное? Добиться чего-то, совершить прорыв — иными словами, достичь такой высоты, до которой никто прежде не добирался. Многие из нас всю жизнь идут к своей высоте. Кто-то не добирается. Но если кому-то что-то удалось, он может этим гордиться. Ведь по сути благодаря рекордам мир не стоит на месте — он развивается. На рекордах стоит вся наша жизнь…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру