ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ МАРЬИНОЙ РОЩИ

Марьина Роща — одно из самых таинственных и загадочных мест Москвы. Историки склоняются к тому, что все народные домыслы связаны с сентиментальной повестью Жуковского. Городской же фольклор рассказывает о своей негласной “королеве” — разбойнице Марье, известной знахарке и ворожее. Ходило к ней много народу, и те, кто попадался в руки ее возлюбленного Ильи, бесследно исчезали. По другой версии, в здешних краях бесчинствовала банда Маньки Ростокинской. Но, как бы то ни было, народное сознание связывало название Марьина Роща исключительно с бандитами, убийцами и покойниками.

В стародавние времена тела умерших зарывали там, где человека застала смерть. С появлением приходских церквей — Нив Божиих — хоронить стали в церковных оградах. Появление городских кладбищ связано с императрицей Елизаветой Петровной, страдающей, по мнению медиков, танатофобией — боязнью смерти.

Однажды, проезжая мимо церкви, Елизавета встретила похоронную процессию, и у нее сделалось расстройство чувств. В тот же день она подписала указ об устройстве “в пристойных местах” за границей города мест для захоронений. В 1750 году на окраине Москвы, вблизи Марьиной Рощи, было устроено первое городское кладбище, которое стали называть по имени освященной на ней церкви Св. Лазаря — Лазаревским.

МАГИЯ РУСАЛОК

Это было кладбище “ваганек” (бомжей), подобранных на улицах, погибших в пьяных драках. Место погребения нераскаявшихся грешников, умерших “дурной смертью” и самоубийц. На его территории с незапамятных времен существовал “убогий дом”, а точнее — морг для неопознанных трупов. В течение года сюда со всей Москвы свозились неопознанные тела. Всю зиму они лежали в специальных подвалах, на льду. Хоронили их летом, на седьмую неделю после Пасхи, в праздник Семик. Москвичи приходили в этот день на Лазаревское кладбище, чтобы помянуть своих без вести пропавших родственников. Поминки кончались лихим разгульем, буйными пьянками и драками.

Особенно многолюдно здесь было на Семик, когда на Руси справляли праздник русалок. Этот церковный праздник Святых отцов непонятно почему ассоциировался у народа с речной нечистью, но именно в эти дни девушки пускали в воду венки, гадая о женихах. Лесных духов гуляющие не обижали, пьянствовали, славили покровительницу этого места — Марью. Говорили, что мертвецы, скончавшиеся без покаяния, преследуют одиноких путников. Из страха перед местной нечистой силой предпочитали гулять шумными компаниями. С годами такие гулянья стали происходить не только в Семик, но и в выходные и праздничные дни. Это было бурное веселье с песнями, хороводами и цыганами. Русский писатель М.Загоскин удивлялся: “Что за удивительная страсть у нашего народа веселиться на кладбищах? Пировать на гробах своих предков?”

По статистике, именно здесь сегодня находится самое большое количество магических салонов в Москве, ведь нечистая сила покровительствует гаданиям и прочим магическим ритуалам.

ФОКСТРОТ НА КОСТОЧКАХ

В 1934 году на месте разоренного Лазаревского кладбища устроили Детский парк, а позже проложили трассу. На оскверненных перекопанных могилах гуляли пионеры и пенсионеры, веселилась и выпивала молодежь. На танцплощадке, получившей в народе циничное название “на косточках”, звучали модные танго и фокстроты.

Одновременно с кладбищем закрыли церковь. Вначале ее собирались перестроить под крематорий, но потом отдали церковь под общежитие для рабочих, затем мастерским Театра оперетты. Из храма вместо звона колоколов стали разноситься развеселые арии из водевилей. Сейчас церковь Сошествия Святого Духа восстановлена, в память обо всех погребенных на кладбище возвели и освятили Владимирскую часовню.

До сих пор, стоит где-то в парке копнуть поглубже, попадаются кости. Был в советское время лозунг “Все лучшее детям!”. Наверное, кладбища, с точки зрения власти большевиков, считались самым достойным местом для детей. Или большевики искали сандуновские миллионы?

САНДУНОВСКИЕ МИЛЛИОНЫ

На кладбище долгое время сохранялось надгробие в виде литого металлического креста, с которого спускаются две соединенные жалами змеи. Надпись на могиле гласила: “Отцу и матери от сыновей их”. Могила со странным надгробием принадлежала купцам Сандуновым, отцу и матери знаменитого актера Силы Сандунова, оставшегося в памяти потомков устроителем знаменитых в Москве бань. Похоронив своих состоятельных родителей, братья Сандуновы с удивлением обнаружили, что за душой у них нет ни гроша. И куда девалось родительское состояние, неизвестно. Еще при жизни купец заказал себе богатый гроб с покровом. Матушка, умирая, зачем-то просила непременно положить в гроб ее любимую подушку. Сыновья предположили, что все драгоценности спрятаны именно там! Братья добились разрешения на вскрытие могилы родителей, вскрыли гроб, вынули подушку, но, кроме перьев, ничего не нашли. С досады и отчаяния они установили на могиле родителей крест, который обвивают две гадкие змеи. Самих братьев похоронили здесь же, возле чугунного креста со змеями. Это предание уже много лет распаляет воображение кладоискателей. Может быть, купчиха заказала гроб с тайником и там до сих пор лежат несметные сокровища Сандуновых? А подушка — лишь ложный след?

Здесь на кладбище когда-то была похоронена мать Ф.М.Достоевского. Чудом уцелело надгробие с могилы. Оно хранится в музее писателя в Мариинской больнице. Но что еще более удивительно — уцелели и останки М.Ф.Достоевской. В 1930-е годы они были эксгумированы известным антропологом М.М.Герасимовым. Был сделан скульптурный портрет, а череп был передан в музей антропологии МГУ.

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

В 1920—30-е годы, когда в этом районе скопилось немало бандитского сброда, название “Марьина Роща” вновь стало символом “нечистого”. У всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и других блатных, наводивших ужас на всю Москву. Марьина Роща приобрела славу места, где можно легко приобрести поддельные документы или фальшивые ассигнации, сбыть краденое. В лабиринтах узких улочек рядом с домами добропорядочных граждан возникли настоящие воровские притоны. Большинство событий в фильме “Место встречи изменить нельзя” происходит в Марьиной Роще. Свою неудачную засаду соратники Глеба Жеглова устраивают у Верки-модистки, живущей в 7-м проезде Марьиной Рощи. Награбленное добро бандиты из “Черной кошки” прячут на задворках товарного двора Рижского вокзала. И, наконец, саму банду арестовывают в подвале продовольственного магазина на Трифоновской улице.

По иронии судьбы именно в Марьиной Роще появляется первый советский маньяк, вошедший в историю криминалистики под “оригинальной” кличкой Маньяк.

ГИБЛЫЙ ТОННЕЛЬ

Третье транспортное кольцо, по мнению гаишников, одно из самых аварийных мест в Москве. Наиболее опасные его места: Русаковская эстакада и Сущевский Вал, проложенные по бывшим разоренным и уничтоженным кладбищам. По мнению городских властей, строительство тоннеля в районе Марьинского универмага должно было решить проблему автомобильных пробок на Сущевском Валу. Но, к сожалению, этого не случилось. Открытый для движения транспорта тоннель странным образом не позволял автомашинам двигаться быстрее. Когда строители прокладывали тоннель, из недр бывшего Лазаревского кладбища было вынуто большое количество останков погребенных здесь когда-то людей. Как рассказывали строители, ковши экскаваторов выгребали из траншей истлевшие кости и полуразложившиеся тела. Не все работающие здесь выдерживали это жуткое зрелище, многие увольнялись или переходили на другие участки. Но оставшиеся добросовестно выгребли останки, и, казалось бы, никаких следов кладбища не осталось. Но если внимательно приглядеться к потолку тоннеля при въезде и выезде из него, можно заметить странные темные пятна, размером и формой напоминающие тела, уложенные в ряд в одной траншее. Не советую это делать находясь за рулем, т.к. это может иметь самые тяжелые последствия.

(Напомню, что неопознанные трупы не хоронили в гробах, а укладывали в траншеи, завернув в погребальный саван, не сразу засыпая землей. У москвичей было несколько дней для того, чтобы опознать своих пропавших родственников.)

Этот тоннель среди автолюбителей считается “гиблым”. Оскверненные кладбища, разоренные могилы оставляют свои черные метки на земле, напоминая о “мести мертвецов”.

МЕТКИ ДЬЯВОЛА

Совсем рядом с Лазаревским находится самое маленькое из московских чумных кладбищ 1771 года — Миусское. В советское время его не раз собирались ликвидировать, но что-то мистическим образом мешало это сделать, пострадала лишь небольшая его часть. На разоренном и поруганном участке находятся сегодня часть Савеловского рынка и несколько жилых домов. В советское время на бывшей кладбищенской земле был построен завод, а в перестройку в нем разместился вьетнамский рынок. Затем в нем разместили цивилизованный радиорынок.

В 2001 году, в период смены хозяев и профиля рынка, случилось странное происшествие, которое до сих пор не могут объяснить ученые. На крыше одного из корпусов стали появляться странные прямоугольные пятна, очень напоминающие могилы. Железо крыши и стропила будто бы выжигались этими пятнами и крошились. Торговля была остановлена, любопытствующих убрали. В это же время на обшитых железными листами стенах стали появляться следы, оставленные огромной когтистой лапой. Эксперты так и не смогли их идентифицировать, назвав “метками дьявола”. Что это было? Черное влияние разоренных могил или аномальное энергетическое воздействие? Ответа до сих пор нет.

ГОВОРЯЩАЯ КОЗА

Старожилы рассказывали, что незадолго до войны на кладбище произошел любопытный случай. В то время местность эта более походила на сельскую. Деревенские домики, пасущиеся коровы и овцы. Местные жители, чтобы срезать путь, проложили тропинку через кладбище, через покосившиеся могилы и разворованные склепы.

Все кладбище было изрыто мародерами. Однажды по тропинке шла старуха-молочница вместе со своей кормилицей козой и неожиданно провалилась в вырытую рядом с могилой глубокую яму. Испугалась, стала кричать, звать на помощь. Никто не слышит. Испугалась не за себя, а за кормилицу. Без нее — погибнет. Долго пыталась она выбраться, но яма была слишком глубока. Воздуха стало катастрофически не хватать. И тогда молочница посадила козу себе на плечи, поближе к свету и заваленному землей выходу. И стала громко звать на помощь. В это время по тропинке шел немолодой мужчина. Услышав раздававшийся из-под земли замогильный голос, он оглянулся и увидел торчащую из могилы голову козы, которая жалобно просила: “Помогите!” В ужасе он бросился прочь, зацепился за корягу и рухнул, чуть не придавив злополучную козочку. Он умер не приходя в сознание. Бабулю судили за хулиганство, присудив год исправительных работ.

В 1823 г. на кладбище возвели церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. После революции храм закрыли и разорили, превратив в руины. В 90-е годы его передали верующим, отреставрировали любимый храм, вдохнув в него новую жизнь и новые традиции. Если кто-то считает, что ему недостает мудрости или любви, ищет веры, нужно прийти в Миусский храм и приложиться к образу Святого Семейства. Говорят, помогает.

В следующем выпуске “Зазеркалья” мы расскажем о сакральных тайнах Чертова городища и легендарного Голосового оврага. Вы узнаете, в каком месте Москвы локализуются духи, энергия, даруются способности и предопределяется судьба.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру