Первая ласточка – попытка уничтожить жанр

В настоящее время рассматривается вопрос о сокращении численности артистов (в пользу Академического ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова) до численности концертных бригад.

28 августа 2007 в 10:51, просмотров: 514

Главной причиной сохранения, а по возможности и увеличения существующей штатной артистической численности ансамблей песни и пляски является сам музыкально-хореографический жанр армейской (флотской) песни и пляски, созданный А.В. Александровым в 1928 году. В основу этого жанра Александровым было заложено наличие в составе ансамбля песни и пляски мощного мужского хора, полноценного оркестра с наличием полных оркестровых групп, танцевальной группы. Численность артистических групп (хор, оркестр, балет) была обусловлена прежде всего исполняемым репертуаром, являющимся неотъемлемой составной частью жанра, в который входили и входят по настоящее время лучшие оперные арии из произведений русской и зарубежной классики, масштабные обработки для большого мужского хора и оркестра русских (украинских, немецких, английских и т.д.) народных песен, обработки для большого мужского хора и оркестра песен отечественных композиторов армейской и флотской тематики, обработки для большого мужского хора и оркестра массовых популярных песен зарубежных и отечественных композиторов, масштабные ярко костюмированные хореографические постановки, рассчитанные на участие многочисленной танцевальной группы.
Для сохранения жанра и традиций исполнительского искусства ансамблей песни и пляски округа (флота) необходим следующий состав: мужской хор ансамбля должен состоять минимум из 20 человек (по пять артистов на каждую хоровую партию). Это необходимо для смешивания тембров голосов артистов, создания единого стройного хорового звучания и способности посредством числа артистов хора сохранить мощность хорового звучания, необходимую для исполнения большинства произведений, принципиальных для существующего репертуара ансамблей. При уменьшении численности хора многие имеющиеся в репертуаре коллективов произведения будут неисполняемы или исполняемы плохо, так как заложенные в обработках для хора художественные задачи будут невыполнимы силами малого состава мужского хора. Оркестр ансамбля должен состоять из 18–19 музыкантов как минимум. Количество оркестровых тембров при этом является минимально необходимым для написания качественных инструментовок, а также дает возможность проигрывания таким составом оркестра произведений различного репертуара, от классической музыки до стилизованной, характерной музыки. Танцевальная группа ансамбля должна состоять из 20 артистов (десять мужчин и десять женщин). В каждом военном ансамбле есть богатый фонд своих широкомасштабных костюмированных хореографических постановок. В уменьшенном составе танцевальная группа будет выглядеть ущербно и может исполнять скорее танцевальные миниатюры или подтанцовки к песням. Вследствие сокращения численности, скорее всего, возникнет вопрос о необходимости перепрофилирования ансамблей для работы в других музыкальных жанрах. В таком случае потребуются значительные творческие усилия для того, чтобы перейти военным художественным коллективам на новые творческие рельсы. Также будет являться сложным вопрос сохранения необходимого воспитательного и идеологического содержания концертных программ ансамблей с новым творческим профилем. Большая работа ляжет в связи с этим на плечи художественных руководителей военных творческих коллективов, которые должны будут определить основные пути творческого развития коллективов, создать новые оркестровки и обработки, соответствующие выбранному ими жанру. Нельзя исключать и того, что концерты перепрофилированных военных ансамблей перестанут быть интересными и в конце концов потеряют своего зрителя, а вместе с ним и авторитет, наработанный десятилетиями в своем регионе, стране, за рубежом. Необходимо отметить, что во многих регионах России окружные (флотские) ансамбли являются визитными карточками областей и зачастую предметом гордости как военного, так и гражданского руководства.



Партнеры