Солнцем по голове

Что происходит за кулисами чемпионата мира по легкой атлетике?

Обычно в августе Япония страдает тайфунами. В этом году — страдала чемпионатом мира по легкой атлетике в Осаке… Вообще-то нет: Япония как раз получала удовольствие, а вот спортсмены, вынужденные толкать, метать и бегать при сорокаградусной жаре и бешеной влажности, получали удар солнцем по голове.

Огненная дорожка

Талисманом нынешнего чемпионата мира стал герой по имени Треффи. Имя его состоит из сочетания двух слов track и field, которые переводятся как “беговая дорожка” и “поле”. Персонаж, по замыслу создателей, представляет собой голубой огонь, который олицетворяет душу и энтузиазм спортсменов, стремящихся к победам.

Огонь действительно горел. Только каждый день, особенно наблюдая за утренними мытарствами спортсменов, закрадывался страх: ведь кто-то не выдержит, не сдюжит. Солнце встает в пять утра, к восьми уже шпарит по полной программе, дышать нечем, стоять тяжко, сидеть липко. Сумка на плече — проблема. Отсутствие веера в руках — почти трагедия. Бутылочки с кальцинированной водой в пресс-центре (чтобы кости не рассыпались от того, как быстро теряют кальций) разлетаются по рукам в момент. Местные жители спешат на работу под черными зонтиками. Мужчины с веером — норма. Полотенце на шее — предмет зависти недогадливых европейцев. Умылся собственной водой, тут же утерся.

А что есть у спортсменов, кроме силы духа и характера? Крыши над головой нет. С веером в руках не больно-то и метнешь или прыгнешь. Зонт?.. Остается лишь неистребимая жажда победы.

До потери пульса

В первый же день плохо почувствовала себя Ольга Котлярова. Буквально за несколько минут до предварительных забегов на 800 метров Оля не была уверена, что вообще выйдет на дорожку. Когда поднимается до 150 давление, трудно прогнозировать что-то оптимистичное. Таблетки пить нельзя, времени отлежаться нет, оставалась надежда только на массажиста, который в прямом смысле слова вручную поднял Котлярову на ноги. Желаний у спортсменки на тот момент было два: не умереть и не выпасть из списка участниц, попадающих в полуфинал. Светлана Клюка, также отбиравшаяся на эту дистанцию, заметила: “Дышать здесь очень тяжело — видите, вся мокрая, утром вообще бегать невозможно. Не представляю, как выживают те, у кого утренняя программа”.

А выживают они на грани потери пульса. Еще до старта ходоков на 20 километров все вспоминали, как наш Денис Нижегородов финишировал в Афинах — брел почти без сознания полтора последних километра с заплетающимися ногами, затем оказался в реанимации. В Осаке наш 20-летний Валерий Борчин, серебряный призер чемпионата Европы в Гетеборге, рухнул без сознания в середине дистанции. Врачи констатировали тепловой удар, Валера тут же был отправлен под капельницу. И это несмотря на то, что, как говорили специалисты, японцы подготовили отличную трассу. И казалось бы, предусмотрели все, чтобы облегчить жизнь во время ходьбы. Были и пункты с питьем, и душевые кабинки-арки, чтобы можно было освежиться прямо по ходу дистанции.

— Сильно устала, — призналась Гульнара Самитова-Галкина. — Здесь жарко и душно… В принципе в похожих условиях я уже выступала — например, в Афинах. Но на соревнованиях мы всегда стартуем вечером, когда солнышко уже так не печет. Видела финиш мужского марафона, такое ощущение, что победитель из Кении совсем не устал — хоть еще раз на старт отправляй. Привыкшие они к таким условиям…

Гульнара, которая считалась претенденткой на “золото” на дистанции 3 тысячи метров с препятствиями, в итоге не вошла даже в пятерку сильнейших. Обреченно махнула рукой после забега и даже не стала уже ничего комментировать — говори, не говори…

Золотой молот

А вот что рассказала сразу после упущенного же “золота” экс-чемпионка мира в толкании ядра Надежда Остапчук.

— Прошла квалификацию, и мне потом было очень плохо. Днем не могла сползти с кровати. Утренняя жара просто свалила с ног. Я не знала, смогу ли вообще выйти в сектор. Давление подскочило, все время тошнило.

Слава богу, после первой попытки удалость выжить. Давила духота, поэтому экономила силы как могла. Думаю, что расписание чемпионата составлено все-таки как-то лихо — при таком пекле проводить в один день соревнования в нашей дисциплине (и квалификацию, и основную часть) — это уж чересчур.

Еще один чемпион мира — Иван Тихон — стряхнул с себя горячие градусы и стал в Осаке теперь уже трижды победителем мирового первенства в метании молота.

— Да, такой победы у меня еще не было! Эмоции просто зашкаливают! Жара? Вот если бы я проиграл — тогда бы начал жаловаться на жару. А так все нормально. В конце концов мы все были в одинаковых условиях.

Не стала жаловаться на погоду и олимпийская чемпионка Елена Исинбаева. Порхала, как обычно, тараторила тоже привычно.

— А я не в шоке — в Италии ведь летом 40 градусов, да и в Японии все классно организовано, и нахожусь я здесь уже почти две недели. И прыжки уже почти идеальны. Еще чуть-чуть надо добавить, все будет просто здорово. Вот пока своей очереди ждала во время квалификации, фильм в голове прокручивала, который вчера смотрела. А что вы думаете? Я теперь всегда запасаюсь чем-то, чтобы на квалификацию выйти с подготовленной головой. Я же не могу все время о прыжках думать!

Мелкий бес

Еще одна олимпийская чемпионка — Татьяна Лебедева, завив к новому чемпионату волосы мелким бесом и оставив прямыми лишь малиновые пряди, вообще была весьма категорична.

 — Какая жара? При чем тут жара? Ты приехал на чемпионат мира, выходи в квалификацию и не мучай себя — прыгай с первой попытки! Тут все ждут акклиматизационную яму — я что-то такой ямы не вижу.

…Сколько людей — столько и мнений. И ничего тут не сделаешь. И споры о том, нужно ли отдавать таким жарким странам, как Япония или Китай, летние соревнования, весьма бессмысленны. Во-первых, все равно решают не мнения, а деньги. Во-вторых, что для японца хорошо, для русского — смерть, и наоборот. Наша зима тоже многим не нравится, но ведь едут и мерзнут.

Осака.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру