Бремя мифов

Самое время развернуться в сторону прагматизма, хотя нефтегазовый бум и глобальные неопределенности расслабляют

Обычно мифы становятся факторами политики в переломные эпохи. В годы революций, когда утопические идеи овладевают массами и, превращаясь в материальную силу, начинают до основания разрушать прежние общественные порядки. Миллионы поступают так потому, что, уверовав в миф, искренне полагают, что в кратчайшее время смогут создать новое совершенное общество. Мифы влияют на политику и в периоды больших неопределенностей, когда возникают иллюзии, будто окружающая реальность легко может быть подвергнута реконструированию в соответствии с желанием неких инициативных «проектантов». Но потом, когда жизнь начинает входить в обычное русло, а определенности постепенно рассасываются, мифы утрачивают преобразующую силу.

К ним теряют интерес и управляющие, и управляемые. В спокойные и стабильные эпохи и те и другие обычно предпочитают более рациональное, прагматичное отношение к политике. Нет сомнений, что сегодняшний мир находится на неком изломе. От иллюзий 90-х, когда казалось, что «конец истории» где-то недалеко, не осталось и следа. Глобальная неопределенность вызывает к жизни мифы, что потерявший привычные очертания и формы мир можно «упорядочить» силой военной мощи супердержавы в соответствии со взглядами группы «активных парней», американских «неоконов», убежденных в том, что этот самый мир представляет собой арену противостояния вселенских сил добра и зла и потому верящих в свое мессианское предназначение побороть глобальное зло. Результат, однако, получается противоположный. Вместо упорядоченности беспорядок и хаотичность только усиливаются. Мир становится все более непредсказуемым. Подобная ситуация подстегивает мифотворчество и в других странах и регионах мира. Добралось оно и до России.

Экономический рост последних лет, достигнутый в основном за счет высоких цен на нефть и газ, на фоне общего ослабления позиций США и Запада в целом на мировой арене создает иллюзию того, что можно легко, в несколько прыжков, восстановить лидерские позиции на планете. Стоит лишь проявить твердость и решимость.

И наметить масштабные планы социальной и технико-технологической модернизации России. Кстати, вера в то, что планы обязательно будут выполнены, коли они уж приняты на самом высоком уровне, – тоже мифологема, доставшаяся нам от коммунистической эпохи, но в наше время переживающая второе рождение. Однако увлечение мифами – опасная вещь. Оно ведет к погоне за внешними эффектами, к демонстративной игре мускулами, которая по большому счету производит на мир все меньше впечатления, к растрате драгоценных ресурсов на иллюзорные цели. Борьба же за них не принесет стране ни благосостояния, ни тем более прорыва на лидерские позиции. Самое время развернуться в сторону прагматизма, хотя, конечно, и нефтегазовый бум, и глобальные неопределенности расслабляют. И прежде всего сосредоточиться на внутренних проблемах, ведь великими в XXI веке могут быть только «технологические», но никак не энергетические державы. Но это означает не просто еще одну разработку очередной концепции перехода к инновационному типу развития.

Приоритеты в общем-то понятны и без таких концепций. Нужны механизмы, которые сделали бы эти приоритеты востребованными и у общества, и у элит. А они хорошо известны: высокая вертикальная мобильность, сокращение социального неравенства, соблюдение правил игры, а не игра с правилами, конкуренция – в политике, бизнесе, научных исследованиях, инвестиции в социальный капитал. И нужно торопиться – времени в запасе осталось не слишком много. Магия мифологии может дорого обойтись стране.     

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру