МЫЛЬНАЯ ОПЕРА «ИНОРОДЕЦ В СТОЛИЦЕ»

Багиров Э. Гастарбайтер. М.: Популярная литература, 2007. - 192 с.

3 сентября 2007 в 21:15, просмотров: 428

Эта книга не могла не попасть в список бестселлеров. В свете последних московских уличных боев между скинхедами и их соратниками с одной стороны и выходцами с Кавказа с другой, любая книга, касающаяся темы иногородней или иностранной рабочей силы в столице и взаимоотношений с местной радикально настроенной молодежью просто обречена на успех. Даже если она плохо написана. Независимо от того, какой точки зрения придерживается автор и из какого он лагеря. Эта тема не может сегодня оставить равнодушным никого.

Вполне возможно, что уже через несколько лет мы будем воспринимать этот роман как часть исторического фона и удивляться наивности и дикости современных нравов, А может быть он только предтеча будущей бури. И именно в этом попадании в точку кипения и есть сила книги, перевешивающая все остальные многочисленные недостатки. Появись она даже на полгода раньше - ее бы никто просто не заметил. Но не сейчас.

Эдуард Багиров, один из постоянных участников Интернет-проекта «Живого журнала», откуда и пришел к нашему читателю.  Это история похождений мигранта в Москве. Далеко не первая. Нечто подобное уже выходило. Например, история узбекской девушки Бибиш «Танцовщица из Хивы, или История простодушной». 

Но количество рекламных растяжек на улицах и в метро в этот раз не просто набило оскомину, оно раздражает: «Эдуард БАГИРОВ «Гастарбайтер». Слава России!» Попробуй, пройди мимо... Да и открой любое из великого множества изданий, поддерживающих проект - опять славословие, и ничего по делу. Тем более, что «Гастарбайтер» уже успешно продавался издательством «ЭКСМО», а затем был неожиданно перекуплен, когда казалось, что из него уже невозможно вытянуть хоть какую-то прибыль. Ан нет, вытянули!

А книжка-то на шедевр не тянет. Это эпопея, написанная фактически от первого лица, полурусского-полуазербайджанца Евгения Алиева, приехавшего из Туркмении. Он сбежал из Средней Азии в маленький, едва справляющийся со своими нуждами и потихоньку умирающий среднерусский городок Кулебяки, а затем перебрался в Москву.

Хватает здесь всего. Полный коктейльный набор уличной и рабочей столичной жизни: поиски любви, кровавые разборки, торговля электромассажерами, рабский труд за гроши. Но за внешней жестокостью и непривлекательностью, все же проглядывает любовь к главному городу страны.

Но если бы весь роман был выдержан в этом динамичном и поучительном ключе, он бы несомненно выиграл значительно больше. Однако автор не удержался от нудных поучений и справок по этносоциологии. Достаточно прочитать монолог дного из героев книги, армянина Зарзанда:

 «- У москвичей, во-первых, нет идеи, кроме денег, естественно, а во-вторых, вспомни Бердяева: «Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина». Русский, а тем более москвич, никогда добровольно не полезет на баррикады, разве что с пьяных глаз. Потому что им есть что терять. А нам - нечего. Поэтому ДПНИ, как и любая другая фашистская организация, в этой стране изначально обречена на провал.

- Ты, Зарзанд, слишком умные вещи говоришь, - прервал я его».

Пожалуй, ситуацию несколько спасают меткие ироничные замечания и наблюдения. Но и они тонут в общем потоке смешанной стилистики и потуги на нечто эпическое.

Пришедший на смену модно-гламурной Робски и Сергею Минаеву с матерно-привлекательным звездностью  и приземленностью, Багиров давит на проблемы национальной розни. В таком виде обывателю спокойней обсуждать наболевшее. Вроде бы и о нас, но как-то рядом, со стороны. Это классическое замыливание темы, уход от решения проблемы в сторону. Но до «Бойцовского клуба» Чака Паланика или хотя бы с «Санькя» Захара Прилепина, этой книге идти столько же, сколько графоману до Пушкина. Мало нарисовать картинку, нужно показать ситуацию с неожиданной стороны, найти корни фобии. Тем более, что она явно присутствует и у самого автора.

Вместо бедного мальчика, приехавшего выживать и подниматься в столицу, перед нами предстает злобный проходимец, который хочет показать, что он лучше москвичей и оправдать собственную мерзостность и черствость.

Для него быдло и лохи - все, кто не вписывается в его миропонимание, кто чинит ему препятствия. Прежде всего, все милицейские начальники, чиновники, да и все «больное общество», которое помогает ему заниматься аферами и наживаться на этом самом обществе. 

И ладно бы это было характерные персонажи со своими плюсами и минусами. У Багирова все герои прямолинейны как линия плаца. Они делятся только на плохих и хороших, как в эпоху «Недоросля» или в сценариях современных мыльных опер. Москвичи, как правило, слушают только попсу, а Евгений Алиев - любитель и ценитель бетховенской «Аппассионаты», завсегдатай Третьяковки. При этом создается впечатление, что там кроме него никто и не бывает.

А в итоге предлагаемые Багировым образы играют от обратного. Мало того, что ему не веришь, начинаешь сочувствовать его врагам и ненавидеть его героев. При этом в ЖЖ Багиров совсем другой. Так что же, штампы - издательская установка, Тогда вдвойне, втройне жаль. Из нас пытаются сделать любителей жвачки и простых ответов на сложные вопросы не только в телесериалах, но теперь и в книгах. Так и хочется воскликнуть: Всех не перевешаете! То есть не заставите читать модную жвачку. Но читают, а книга не обманывает ожиданий стереотипов, все как заказывали.

Бывшие сотоварищи гастарбайтеры - «тупое, гнусное, бездушное быдло», москвичи - «хитрожопые коробейники», отслужившие в армии - «ущербные тупицы, живущие всю жизнь воспоминаниями о службе» (сам Евгений от службы в армии сбежал, предпочтя отсидеть два года за вокзальную кражу), а столичный бомонд не имеет тяги к «духовному развитию». Чтобы разбавить «чернуху», главный герой преподносит любимой женщине цветы при помощи альпинистского снаряжения и снимает «четырехкомнатные апартаменты» на Садовой-Каретной. Правда, последнее скорее вызовет к Евгению новый приступ злобы.

Но заканчивается все вполне в духе времени, хотя возмездие приходит в наши «нулевые» года откуда-то из отмороженных девяностых в виде парней в спортивных костюмах и кожаных куртках с битами в руках. Отказавшись платить новоявленной «крыше» возвышенно-аферистичный герой получает битой по лбу.

Значит завтра появится новая газетная заметка о пострадавшем госте столицы. Реалити-шоу продолжается.



    Партнеры