Никого в России не удивило то обстоятельство, что президент России Владимир Путин внес кандидатуру мэра Москвы Юрия Лужкова на новый срок. Лужкову отдали свои голоса депутаты «ЕР», убежденные, что «без Лужкова, без его плана у Москвы, наверное, не будет будущего», «яблочники», назвавшие его «единственным представителем партии власти, за которого они готовы голосовать», и даже кто-то из коммунистов, хотя эта партия и не желала поддержать Лужкова, чтобы не поддерживать «Единую Россию».
Пережив разные фазы политической карьеры, Юрий Лужков оставался мэром Москвы почти всю историю новейшей России. Все эти годы Лужков был на острие нашей бурно меняющейся жизни.
Мало кто из градоначальников был больше на виду у своих сограждан: он не сходит с экранов телевизоров и с газетных полос, издает одну книгу за другой, спорит и предлагает неожиданные идеи. Он градоначальник, политик, философ, изобретатель и даже шоумен...
По всему выходит, что для такого размаха и такого долгожительства в общественной жизни необходимы не только качества «крепкого хозяйственника» (именно для столичного мэра придумано это ставшее штампом определение), но и значительно более сложный состав достоинств человека и общественного деятеля.
ГРАДОНАЧАЛЬНИК
«Если сделал работу быстро, но плохо – забудут, что быстро; запомнят, что плохо». Ю. Лужков
«Лужков начальник еще и в том смысле, что любит начинать новое дело. Большая часть того, что сделано в столице, им и начата, и закончена». М. Щербаченко. «Законы Лужкова»
Как отметил Путин во время посещения московского района Куркино, о смене рода своей деятельности столичный градоначальник сможет поговорить с ним тогда, когда решит все проблемы в Москве. А решить их, по оценке градоначальника, «сложно, но абсолютно возможно».
Вообще-то Юрий Лужков для столицы не просто градоначальник, его можно назвать самой настоящей московской достопримечательностью. Причем не только в России, но и в мире. Неспроста покойный Папа Римский Иоанн Павел II мгновенно выделил в высокопоставленной делегации знакомое лицо мэра российской столицы, а известный историк и политолог Серджо Романо в своей книге об итогах ХХ века «Место в истории» заметил, что «неутомимый Лужков» за три года восстановил храм Христа Спасителя на месте взорванного и превратил Москву в «бесспорно, самый красивый город Европы».
Лужков – хозяйственник федерального масштаба, уверенный, что хотя Москву нельзя растянуть от Балтики до Баренцева моря, ей вполне по силам поделиться со страной собственным богатым опытом.
За «годы Лужкова» Москва стала самым емким потребительским рынком России. Столица готова уже в 2009 году удвоить объем валового регионального продукта, а к 2011-му он составит уже 1 млн рублей на человека, что соответствует показателям развитых европейских стран. И все это на 0,3% территории страны и с 10% ее населения. «Москва является сегодня локомотивом развития России во многих областях. В городе созданы условия для динамичного роста экономики», – уверен мэр Лужков.
Так что Москва сегодня стала не только витриной России, а чем-то вроде воплощения российской мечты, примером того, как можно улучшить жизнь людей.
И мечта эта не брежневских времен, когда столица была островом, который от остальной страны разве что колючей проволокой не отделяли. «Лужковская» Москва скорее напоминает выставку разнообразных современных технологий и новых моделей, которые нужно осваивать всей России для благополучия и процветания ее граждан. И Москва вместе со своим мэром работает, предлагает, начинает с себя.
Вот почему в новые четыре года своего правления мэр будет «упирать на социальную сферу».
Он заявил, что не менее половины от 20 млн. кв. метров жилья, которые планируется построить в Москве до 2011 года, будет направлено на решение социальных задач. В рамках этой задачи в 2009 году будут решены проблемы граждан, пострадавших от недобросовестных инвесторов строительства, – на это выделяются деньги из бюджета. Одновременно мэр считает необходимым создать законы, которые будут защищать людей от возникновения подобных ситуаций.
Все знают, что строительство – главный конек московского градоначальника. Не так давно Москва закончила снос всех пятиэтажек первых индустриальных серий, и на их месте, а также на освобожденных от промзон территориях будет построено около 45 млн. кв. метров жилья, будут разбиты парки и скверы. Каждый год в Москве примерно треть всего возведенного жилья предоставляется участникам городских социальных программ – очередникам, переселенцам из сносимых пятиэтажек и ветхих домов, молодым семьям.
Как и раньше, 50% городского бюджета будет направляться на развитие социальной сферы, на защиту нуждающихся москвичей – в первую очередь инвалидов и пенсионеров. К слову, количество социальных программ в Москве в два раза превосходит количество аналогичных программ в Швеции.
Льготников Лужков предлагает передать на попечение региональных властей. Московские власти уже сейчас готовы взять на себя ответственность за полное социальное обеспечение льготников. По словам мэра, эта инициатива поддержана руководством страны, и это «будет гарантией того, что сбоев с льготным обеспечением и лекарственным обслуживанием быть не должно». Московские власти по-прежнему будут оплачивать им лекарства, а также другие льготы. Особое внимание – пенсионерам и инвалидам. Москва – «старый» город с 2 млн. пенсионеров, которых Лужков называет нашим золотым фондом. Инвалидам мэр обещал, что в городе будут создаваться условия для их активной жизни, что станет показателем Москвы как города равных возможностей для всех. Кроме того, в ближайшие три года 40 млн. рублей будет направлено на реконструкцию московских больниц и поликлиник, а через семь лет в Москве должны отремонтировать вообще все жилые дома.
Не зря же, говоря об улучшении демографической ситуации, Лужков назвал первоочередной задачей московской власти увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья людей. Через три года столица решит проблему очередей в детских садах (для этого ежегодно будут сдавать около ста новых и реконструированных детских дошкольных учреждений и возвращать детсады в городскую собственность).
Это поможет молодым семьям решать свои профессиональные и материальные проблемы. А рост рождаемости в Москве уже есть! В 2007 году на свет появится сто тысяч детей.
Глобальную перспективу застройки мегаполиса определил Генеральный план развития до 2020 года. Согласно ему в столице России предстоит построить 70 млн. квадратных метров жилья и превратить Москву в современный и удобный для жизни людей город.
Трудоустройство – еще одна актуальная для всей страны проблема. Для Москвы это даже не безработица: здесь всегда гордились тем, что она традиционно низкая, ее уровень составляет 0,6% и является одним из самых низких в мире. Средняя зарплата в столице в 2007 году превысила 20 тысяч рублей, особое внимание уделяется опережающему росту зарплат работников социальной сферы. «А в 2011 году средняя зарплата в Москве составит 43 тысячи рублей», – обещает горожанам мэр.
Но вот миграция... Ни для кого не секрет, каким привлекательным местом работы и жизни является Москва для жителей всего бывшего СССР и для восточного зарубежья. И Москва опробует новые, цивилизованные подходы к трудоустройству и регулированию числа мигрантов, тем более что связаны они еще и с вопросами безопасности и социальной напряженности в мегаполисе, в том числе с межэтническими конфликтами. Как не раз заявлял Лужков, московские власти не допустят в городе националистических, шовинистических проявлений, ведь Москва – межнациональный город, и сохранение здесь межнационального дружелюбия является приоритетом.
Такой крупный промышленный мегаполис, как Москва, не может не думать о своей экологии. В Европе давным-давно разработаны отдельные правила для зеленых зон, у нас же они никем не охраняются. Экология и экономика – это как сросшиеся головами сиамские близнецы, и вовсе не потому, что на экологию всегда нужны деньги. Просто если вовремя не решить экологические проблемы, они станут затратными для государства и общества. Власти города намерены увеличить площадь столичных природно-рекреационных зон на тысячу гектаров. «Пришло время вернуть москвичам все историко-ландшафтные зоны и памятники культуры», – считает Лужков.
А уж все то, что сделал столичный градоначальник с московскими дорогами, просто достойно романа.
Еще классик писал, что в России две беды – дороги и дураки. Борьба со вторым явлением выше сил человеческих, а вот по поводу первого в Москве говорят, что, если бы Лужков в мегаполисе больше ничего не построил, кроме МКАДа и Третьего транспортного кольца, он все равно заслужил бы памятник от благодарных горожан. Ныне в планах мэра – еще 300 км дорог, которых не хватает городу. Есть идеи организации движения по московскому железнодорожному кольцу, строительству Четвертого транспортного кольца, внедрению интеллектуальных систем управления дорожным движением, строительства новых развязок для создания движения без светофоров. Ведь, по прогнозам специалистов, через 10 лет в городе будет 7 млн. автомобилей. Так что транспорт – тема для столицы тоже приоритетная.
Кроме того, один из приоритетов развития городского хозяйства – совершенствование системы общественного транспорта. Ведь прекрасно развитый общественный транспорт, причем дешевый, – преимущество Москвы перед многими европейскими столицами.
Например, наиважнейшее для москвичей метро.
Акцент в столице будет делаться на развитие новых его видов: легкого метро и скоростного трамвая, создание выделенных полос на автотрассах для общественного транспорта и аварийно-спасательных служб.
Похоже, пора остановиться, потому что перечислять все «начатое и законченное» в столице мэром Лужковым можно бесконечно, да и написано уже об этом столько, что кажется, если сложить все публикации в стопку, ее высота достанет до носа Петра Первого, стоящего на стрелке Москвы-реки. В любом случае этого достаточно, чтобы понять, почему москвичи считают Лужкова гарантом спокойствия в столице (как отмечают социологи фонда «Общественное мнение»).
ПОЛИТИК