Миссия невыполнима

Четыре года назад, когда Джордж Буш произносил победную речь на авианосце «Авраам Линкольн» на фоне баннера «Миссия выполнена», действия коалиционных войск поддерживали свыше 70% американцев. Сегодня именно столько граждан США выступает против войны. Ирак часто сравнивают с Вьетнамом – пока самой неудачной военной кампанией США. Параллелей между ними много, но вот что касается форм выражения общественного протеста, то здесь разница очевидна.

МОЛЧАЛИВЫЙ ПРОТЕСТ

В иное солнечное утро напротив военно-морской обсерватории Вашингтона на улице Массачусетс, где расположена резиденция вице-президента США Дика Чейни, можно встретить одного и того же пожилого мужчину, одиноко размахивающего плакатом с призывом «Верните наших солдат домой!». Иногда несколько человек протестуют возле элитного жилого комплекса «Уотергейт», где проживает сама госсекретарь Кондолиза Райс. На бампере или стекле автомобилей особо патриотичных американцев часто встречаются наклейки «Поддержим наши войска!». Но много наклеек и другого содержания, например «Остановим войну!».

Однако массовые протесты против войны в последние два года – редкость. Война в Ираке для американцев стала своеобразным фоном, каким когда-то для России была Чечня. Сейчас боевые действия не так часто освещают в прайм-тайм, а тема потерь не особо муссируется в газетных передовицах.

Питер Родман, бывший помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности, а ныне эксперт вашингтонского научного центра Brookings, в интервью «ДЛ» объясняет: с одной стороны, США до сих пор не могут поставить в войне победной точки, и в то же время американцы осознают важность этой операции.

«И если во время Вьетнама среди американцев с левыми взглядами еще встречались те, кто поддерживал части Северного Вьетнама как «великих прогрессистов», то сегодня всем очевидно, что Америка борется с исламскими экстремистами», – убежден эксперт.

Большая часть американских исследователей Ближнего Востока отдает себе отчет в важности борьбы с террором, а их мнение во многом определяет взгляды интеллигенции США. Впрочем, в последнее время настроения экспертов начали меняться: все больше из них склонны считать, что война в Ираке способствует не столько борьбе с терроризмом, сколько его распространению.

Буша часто обвиняют в двойных стандартах при определении самого понятия терроризма. Так, в вину Бушу ставят то, что в свое время США не послали войска в Пакистан, который не только обеспечивал Северную Корею ядерной технологией, но и, по данным ЦРУ, укрывал Бен Ладена.

Истинными причинами вторжения американцев в Ирак многие все больше называют стремление установить контроль над нефтяными ресурсами региона. Вице-президент научно-исследовательского центра CATO Institute Тед Карпентер с подобными утверждениями категорически не согласен. «Мне кажется, ключевые фигуры в администрации Буша искренне верили в то, что они делали. Они считали, что борются с серьезной угрозой для американской безопасности и создают поприще для будущих прозападных революций на Ближнем Востоке.
Эти предположения были чудовищно наивны», – сказал он в интервью «ДЛ».

«Все разговоры о войне за нефть и контракты не что иное, как глупая пропаганда. Никто в правительстве США не имеет деловой заинтересованности в этой войне», – уверен и Питер Родман из Brookings.

Между тем широко известно, что нынешний вице-президент, идейный вождь неоконсерваторов (в просторечье – неоконов) Дик Чейни в 1995–2000 годах работал исполнительным директором техасской нефтегазовой компании «Халибёртон». Собственно, связи с бизнесом после вступления в должность вице-президента Чейни не потерял.

И когда встал вопрос, кому доверить 5-миллиардный контракт на тыловое обеспечение американского контингента в Ираке, вопрос о выборе подрядчика отпал довольно быстро – им стала бывшая компания Чейни. Не многие сегодня верят, что это простое совпадение.

Неудивительно, что с едкими словами песни Мика Джаггера My sweet neo-con («Мой милый неокон») «Ты говоришь, что патриот, а я – что ты кусок дерьма» в той или иной мере готовы согласиться сегодня большинство американцев.

ГОЛЛИВУД

Актер в Америке – больше чем актер. Достаточно вспомнить Роберта Де Ниро, которому доверили быть лицом народной скорби в документальном фильме про 11 сентября.

Когда военная кампания в Ираке только начиналась, в поддержку Буша высказались не многие звезды Голливуда. Правда, в числе тех, кто одобрил решение президента, были легендарные Стивен Спилберг и Том Круз, назвавшие вторжение в Ирак оправданным. Тех, кто выступил против войны, было гораздо больше. Шон Пенн и Сьюзан Сэрандон даже попытались в прошлом году устроить 24-часовую голодовку протеста. Однако резонанс эта акция вызвала небольшой.

Для американского кинематографа и индустрии развлечений в целом, отмечают многие критики, эта война представляет немалый интерес. Америка в опасности, потому боевики про освобождение заложников, компьютерные игры про войну, ситкомы про бравых парней – освободителей иракского народа от ига Хусейна – пользуются необычной популярностью.

К тому же весьма частым заказчиком Голливуда является само министерство обороны США. Дела с призывом сейчас обстоят неважно, в последние годы рекрутские службы пошли даже на то, что позволяют служить новобранцам с криминальным прошлым, а ведь раньше это было просто недопустимо. Так что лишняя реклама ведомству Роберта Гейтса решительно необходима.

НЕ ВЬЕТНАМ

Противники вьетнамской войны, по сути, породили в США новую культуру – хиппи; демонстрации недовольных студентов случались едва ли не каждый день, а благодаря своим антивоенным выступлениям карьеры сделали многие кинорежиссеры, актеры и музыканты. Проявления недовольства в связи с войной в Ираке внешне выглядят гораздо скромнее, хотя это отнюдь не означает, что их нет.

Как отмечает Тед Карпентер, в действительности всплеск народного негодования в связи с началом военных операций в Ираке случился гораздо раньше, чем это было в случае с Вьетнамом.

«Просто нынешняя оппозиция действительно не столь сильна, и я связываю это в первую очередь с тем, что армия США сегодня полностью состоит из профессиональных военных, а потому напрямую война в Ираке затрагивает относительно небольшую часть американского общества», – говорит эксперт.

Действительно, обязательный призыв на военную службу в США был отменен еще в 1973-м президентом Ричардом Никсоном как раз в связи с протестами против войны во Вьетнаме, поэтому сегодня непосредственно все тяготы иракской войны ощущают на себе лишь сами военные и члены их семей.

По количеству погибших американцев Вьетнам находится на четвертом месте после Гражданской, Второй мировой и Первой мировой войн – свыше 60 тысяч человек. В Ираке за время войны погибло свыше 3600 человек, еще порядка 26 тысяч были ранены.

В условиях современной тактики боя цифры эти не маленькие, тем более для США. Новые надгробия с надписью Operation Iraqi Freedom на шестидесятой секции Арлингтонского мемориального кладбища в Вашингтоне появляются почти каждый день.

Однако для массового возмущения этого недостаточно. По мнению профессора Джона Меллера из университета Огайо, всколыхнуть общество может только значительное увеличение числа потерь США.
«Пока в аэропортах пассажиры не начнут встречать инвалидов, возвращающихся с иракской войны, число протестов увеличиваться не будет», – с горечью говорят некоторые американцы.    

Вашингтон

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру