Второе пришествие премьера

Впервые за 13 лет на ММВБ побывал российский премьер.

На Московской межбанковской валютной бирже 5 сентября случился праздник. Туда приехал глава правительства Михаил Фрадков. Крупнейшую биржу премьеры своим посещением вообще радуют редко – за 13 лет до Фрадкова на нее заглянул только Виктор Черномырдин. 

Нынешний премьер осмотрел торговый зал, увидел компьютеры, через которые идут электронные торги, и заявил, что "по некоторым вопросам мы уже встали на ноги". Он похвалил автоматизированную систему и информационную сеть биржи, назвал ее надежной и прозрачной, а также заявлял о ее неограниченных возможностях. 

Особенно Фрадкову понравилось то, что в торги включены регионы, а также развитая система сделок РЕПО. Эти сделки позволяют Центробанку удерживать ликвидность на необходимом уровне. Неудивительно, что главу исполнительной власти страны эти РЕПО заинтересовали – в мире уже второй месяц активно бушует ипотечный кризис, опустошивший закрома европейского и американского центробанков в общей сложности на несколько сот миллиардов евро.

В ходе визита премьер высказал глубокую мысль: "Желание все-таки – это окно, которое, по сути, может являться форточкой, чтобы оно работало на наших территориях и, если можно так сказать, чтобы не выдувало через это окно". Аналитики до сих пор пытаются понять, что это значит в приложении к финансовой политике государства.

Падение

С момента прошлого визита индекс ММВБ вырос раз в двадцать. Зато торги в день посещения завершились в минусе – ведущий российский фондовый показатель за день опустился на полпроцента. У инвесторов были причины для опасений – на совещании с представителями Федеральной службы по финансовым рынкам Фрадков отзывался о российских биржах вовсе не так лестно.

Как заявил премьер, фондовый рынок пока не стал полноценным. На нем, оказывается, не хватает совершенных инструментов, есть технологические и бюрократические барьеры. Особенно Фрадкова взволновало отсутствие на двенадцатом по величине в мире рынке закона об инсайде.

Владимир Миловидов, недавно назначенный на пост главы ФСФР вместо выбравшего бизнес Олега Вьюгина, с премьером во всем соглашался. Он напомнил, что проект нужного закона уже готов и находится на финальной стадии согласования в правительстве.  

Готовятся и другие законопроекты. Один из них разрешит иностранным компаниям напрямую продавать на российских биржах собственные ценные бумаги. Это своеобразный жест отчаяния – иностранные компании вовсе не стремятся размещаться на российских площадках.

Еще один документ предполагает создание центрального депозитария, на который, в частности, легла бы основная часть расчетов по сделкам с ценными бумагами. Такой депозитарий есть в большинстве развитых стран. В нашей его пытаются создать уже лет десять.

Слияние и поглощение

Впрочем, и на самом рынке все далеко не радужно. Например, службе недавно пришлось фактически мирить двух крупнейших депозитариев – Национальный депозитарный центр, принадлежащий ММВБ, и Депозитарно-клиринговую компанию, которую контролирует РТС.

Между двумя компаниями разгорелась настоящая акционерная война, в которой ставкой стала возможная роль центрального депозитария, которую наверняка получит самый крупный и быстрорастущий депозитарий. Что ждет бирж-хозяев, двух давних конкурентов, которых и поссорили и помирили люди, занимающиеся реформированием финансовой инфраструктуры страны, и представить себе сложно.

Например, в феврале Олег Вьюгин, тогда еще возглавлявший ФСФР, неожиданно заявил, что в будущем возможно слияние РТС и ММВБ. Он предложил биржам использовать одинаковые программные продукты и в случае, если слияние невозможно, разделить рынок (сейчас определенный раздел уже существует – на ММВБ, как следует из названия, больше торгуют валютой, а на РТС – ценными бумагами).

Просто так подобные инициативы не появляются, да и втуне они не пропадают. В начале мая президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, не последний человек в финансовом мире, написал соответствующее письмо в Центробанк. Он предложил последнему выйти из капитала Национального депозитарного центра и ММВБ, чтобы затем создать одну на всю Россию биржу, одну клиринговую биржу и один, центральный депозитарий. По его задумке, все это можно сделать в течение одного года.

Фрадков с его "форточкой желания", возможно, с этой задачей и не справится. Тогда ему наверняка поможет главный аналитик последнего времени – Владимир Путин. В конце концов, это он в разгар всемирного ипотечного кризиса объявил о наличии позитивных сигналов с западных фондовых рынков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру