Мыльные деньги

Как москвичи зарабатывают на ТВ

Закатывать скандалы и плакать навзрыд — это настоящий талант. И притом весьма востребованный. На съемочных площадках московских ток-шоу подобные выходки не только терпят. За них актерам “с улицы” еще и приплачивают. Сколько зарабатывают на “мыльной славе” предприимчивые москвичи, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.

Судный день

Вопреки представлению многих попасть на кастинг известного ток-шоу не составляет большого труда. Для этого вовсе не обязательно быть племянником богатого американского дядюшки или иметь в запасе папу-режиссера.

— Шоу снимаются каждый день, — рассказывает сценарист “мыльных” программ Андрей. — Это непрерывный конвейер, если хотите — фабрика, штампующая однообразные продукты один за другим. Здесь все время требуются новые лица, самые разные типажи. Студентами из актерских вузов режиссеру ограничиться трудно: нужны люди “из народа”. И чем больше их будет — тем лучше.

Связаться с агентством, организующим отбор участников для телешоу, оказывается, просто как дважды два: достаточно открыть любой телефонный справочник и изучить газету с объявлениями о работе. Многие компании размещают информацию о себе в Интернете. Один звонок — и вас уже зовут на кастинг программы. Мне повезло: до агентства я дозвонилась с первого раза. Через час меня уже ждали на съемках передачи, посвященной разбору судебных полетов.

— Программы на тему судебных разбирательств сегодня пришли на смену “семейному” мылу, — объясняет по телефону кастинг-директор Татьяна Васильева. — Кое-где еще остались передачи, посвященные судьбам людей и их семейным проблемам. Но платят за участие в них на порядок меньше, чем в судебных программах.

Качкам платят больше

Будущие “истцы”, “свидетели” и “ответчики” собираются у одной из станций столичного метрополитена. Татьяна провожает всю компанию в большое здание, отдаленно напоминающее старый ангар: здесь проходят отбор участников и, собственно, сама съемка. Режиссер внимательно смотрит на каждого, просит сказать что-нибудь в камеру. Роль определяет буквально на лету, исходя из сценария.

Среди моих спутников — двое мужчин и одна дама. Все трое — люди среднего возраста. Студентов, предупреждает меня директор по кастингу, на съемках хватает. Поэтому молодых пробоваться берут с меньшей охотой. А вот людей зрелых на площадке рады видеть всегда. Причем больше шансов засветиться в кадре у представителей сильного пола.

— Основные роли в сценариях — мужские, — говорит по дороге на съемки Татьяна. — А мужчин-то как раз и не хватает. Дам, желающих засветиться перед камерой, сегодня хоть отбавляй. Поэтому героев часто приходится искать самой, через знакомых.

Самый востребованный типаж — мужчина средних лет, атлетического телосложения. Такие обычно играют охранников, вышибал, отвергнутых мужей и грозных тестей.

Второй по популярности образ — человек преклонных лет. На эти роли часто приглашают пенсионеров. Кстати, среди участников этой возрастной категории на съемках всегда рады видеть как мужчин, так и женщин.

Что касается детей, которых заботливые мамы часто берут с собой на съемки, то при большом желании и они могут пробовать себя в роли участников телешоу. Детский труд на съемочной площадке, кстати, ценится выше, чем взрослый: за роль вашему чаду заплатят больше, чем остальным героям.

Как шьют актерское дело

Тех, кто однажды принял участие в съемках ток-шоу, заносят в специальную актерскую базу. Кастинг-директор заводит на “бывалого” целое дело: здесь указываются возраст актера, контактные данные, подробно описывается его внешность. Иногда к анкете просят приложить несколько фотографий (анфас, в профиль, в полный рост). Делается это для того, чтобы в следующий раз работодатель смог спокойно отыскать вас и пригласить на съемку.

 Банки данных со списками кандидатов заводят и те компании, которые работают исключительно с новичками. Размещение своей анкеты в таком “резервном” списке может влететь в копеечку: с кандидата могут запросить все 300, а то и 1000 рублей за одну только возможность заявить о себе. Впрочем, совсем не факт, что эти деньги сработают: вас вполне могут никуда и не пригласить, объяснив это тем, что внешность “нетипажная”.

— Мне приходилось иметь дело с одной нечестной компанией — кастинг-директор попросил меня заполнить анкету и заплатить 400 рублей за включение в список кандидатов на съемки, — делится своим опытом участница ток-шоу с многолетним опытом Людмила. — Звонка я ждала недели две, а потом начала сама зондировать почву, и в конце концов меня пригласили на съемки одной передачи… Я пришла туда, отснялась, и мне сказали, что еще в одну программу требуются женщины моего возраста. Я позвонила по телефону, который мне дали, и попала на того самого человека, который взял с меня деньги за включение в банк данных. Я спросила его: “Что же вы мне не позвонили?” Он мне на это промямлил что-то невнятное. И я поняла, что моя анкета лежит где-нибудь у него в столе, а деньги он спокойно положил себе в карман, даже не удосужившись организовать для меня хотя бы одну съемку.

Игры в маньяка

Продолжительность съемок всегда разная. Некоторые программы обходятся без репетиций: все, что происходит на площадке, тут же попадает в кадр. Поэтому сам съемочный процесс отнимает у героев программ не больше 15—30 минут — ровно столько, сколько сюжет будет идти по телевидению. Иногда герои проводят на площадке не один час. Все зависит от ток-шоу, в котором приходится участвовать. Сюжеты для популярных сегодня передач, посвященных судебным делам, сегодня снимают в течение 1—2 часов.

— Быть участником ток-шоу — эта работа, которая изматывает не столько физически, сколько эмоционально, — говорит участник ток-шоу со стажем Петр. — Мало ли кого придется изображать? Может быть, разъяренного мужа, а может, и кого похуже...

Даже если в школе вы с трудом изображали зайку на новогодней елке, а театр перевариваете с трудом, после участия в ток-шоу вы вполне можете обнаружить в себе актерские способности. Но весьма вероятно, что эмоциональная нагрузка негативно скажется на вашем здоровье.

— Одному актеру пришлось однажды играть сына маньяка, — рассказывает Петр. — По сценарию, с героем должен был случиться нервный припадок, после чего охранникам надлежало вывести его со съемочной площадки в наручниках. Парень так вжился в свою роль, что ему по-настоящему стало плохо — от перенапряжения. Поняли это уже тогда, когда за кадром в наручниках он не очнулся. Пришлось героя буквально откачивать...

Слезы по сценарию

Все программы снимаются по заранее написанному сценарию — на манер мыльных опер. Так что сначала каждому участнику дают ознакомиться с “планом” передачи. Свои тексты всем без исключения актерам приходится заучивать наизусть. На все про все создатели программы могут выделить вам несколько дней. Но бывает, что героя, разучивающего текст, просят уложиться и в несколько часов.

— Когда я приехал на кастинг, меня сразу решили пустить в кадр, — рассказывает Александр. — Дали листочек с текстом и сказали: “Сиди учи”. Разумеется, отдельной гримерки никому не выделяют. Так что вокруг ходят толпы людей, а тебе в это время нужно вникнуть в смысл текста и запомнить его на зубок. Главное — ухватиться за суть. А потом можно импровизировать.

Кстати, если во время съемок вы проявляете эмоции — рвете на себе волосы, плачете или громко причитаете вслух, можете рассчитывать на “бонус” к гонорару — пусть и небольшой, но все же рублей 100 накинут. За криминал, например, роль опасного убийцы или вора тоже могут посулить больше, чем другим. Но самое главное — благодаря такой роли вас легко заметить. Некоторые участники, успевшие заявить о себе таким образом, получают заманчивые предложения от режиссеров: их приглашают на роли второго плана в фильмах и сериалах.
— Одну мою знакомую на съемках заметил гость программы, который оказался помощником известного режиссера, снимающего ситкомы, — рассказывает бывалый участник ток-шоу Павел. — Ей предложили сниматься. И теперь она периодически играет в эпизодах. Для нее — человека с улицы и без специального актерского образования — это настоящий творческий прорыв.

Воздержание за кадром

Ток-шоу приносят актерам с улицы неплохие дивиденды. Но участвовать в одной программе чаще чем раз в полгода никак нельзя — примелькаетесь. Однако участие в одном шоу не исключает участия в другом. Поэтому появилась особая каста актеров с улицы — так называемые кочевники, перебирающиеся из одной студии в другую.

— Некоторые люди ходят с одного шоу на другое, отслеживают появление новых программ, — говорит Татьяна Васильева. — Они готовы на любые роли, лишь бы не сидеть без дела. Но работы сегодня им все равно не хватает: не так много на телевидении программ, в которых можно сниматься.

Некоторые хитрецы пытаются обмануть кастинг-менеджеров, предоставляя о себе ложные сведения.

— Одна наша актриса решила заработать на одном шоу дважды, — рассказывает кастинг-менеджер Наталья Венедиктова. — Она принесла поддельный паспорт и зарегистрировалась в банке данных под чужой фамилией.

Мы бы и не обнаружили этого, если бы ведущая шоу однажды не вспомнила, что точно так у нее в зале плакала навзрыд еще одна героиня. Стали копаться — а это она и есть. Теперь эта дама в “черном списке” актеров.

Впрочем, тем, кто уже отснялся в шоу в качестве участника, можно попробовать себя в роли зрителя. Эта работенка не из легких: на площадке придется громко аплодировать и смеяться по команде. При этом зрительская работа 15—20 минутами не ограничивается. На площадке они проводят весь день — пока снимается программа. Так что загорать на своем месте без обеда придется 11—12 часов. Зато в кадре можно светиться хоть каждый день — никто не запрещает.

Снимайте это немедленно!

Гонорары актеров разнятся в зависимости от тематики передач, в которых им приходится сниматься. За участие в семейном ток-шоу платят от 1 до 3 тысяч “деревянных”. В шоу на темы судебных перипетий платят больше — 3—6 тысяч рублей. Детям платят по повышенному тарифу: скажем, если вам за участие в ток-шоу заплатили тысячу, то вашему ребенку заплатят две. А если вы заработали 6 тысяч, то ваше чадо получит за ту же работу 7.

Стабильный заработок профессионального зрителя составляет от 300 до 600 рублей в день. Активным — тем, кто задает вопросы, громко хлопает и провоцирует героев шоу, — платят больше — до 700 рублей за день.

Итого стабильный зрительский заработок может составить где-то 5—10 тысяч рублей в месяц. Организаторы ток-шоу говорят, что особенно рады этой возможности нажиться на съемках пенсионеры, которые приходят на шоу не только для получения чистой прибыли, но и для того, чтобы просто развлечься.

Учтите, что гонорары не выплачивают через бухгалтерию и не пересылают денежным переводом. Их дают прямо в руки по окончании рабочего дня. Поэтому смело требуйте вознаграждение сразу после съемок.

кстати

Сценаристы эконом-класса

Студенты актерских и режиссерских факультетов творческих вузов часто подрабатывают сценаристами ток-шоу.

Если у вас есть писательские данные, можно попробовать себя и в этом жанре. В среднем за один сценарий платят от 3000 до 5000 рублей. Правда, над текстом придется попотеть: ведь сценарий — это серьезная работа. Текст должен укладываться в отведенное время, каждую реплику придется выстраивать так, чтобы она могла быть произнесена за определенное количество минут

Ловцы душ

Потенциальных зрителей для шоу ищут люди, которых в народе зовут “бригадирами”. Они сулят доверчивым москвичам золотые горы за каждый день съемки. Но гонорары за “посиделки” в зале выше 700 рублей — скорее миф, чем реальность. Поэтому если вам предлагают заоблачную сумму — будьте осторожны. Вполне возможно, что в итоге на руки вы получите 300 рублей, а то и меньше.

Почем актеры из народа

Участники семейных ток-шоу    1000—3000 руб./одна съемка 

Участники “судебных” программ    3000—6000 руб./одна съемка 

Участник-ребенок    2000—7000 руб./одна съемка 

Человек “из зала”    600—700 руб./съемочный день 

Обыкновенный зритель    300—600 руб./съемочный день

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру