144 ангела поселились в музее

Современные ангелы обзавелись крылышками женских прокладок.

18 сентября 2007 в 11:46, просмотров: 1021

Прокладки, куриные скелеты, разрезаная подушка, крылатая собака – что общего между этими, казалось бы, несовместимыми вещами? Оказывается, все они ангелы. В Московском музее современного искусства открылась выставка «Новый ангеларий». Проект Ивана Колесникова и Сергея Денисова собрал 144 художника, которые показали, что такое ангел сегодня глазами человека искусства.

Четыре этажа музея заполнились работами авторов известных и не очень. Здесь и Зураб Церетели (почему-то со скульптурой Чаплина), и Андрей Бильжо, и мастера из разных концов России и начинающие художники, в том числе студенты, и даже наши соотечественники из CША. Кураторы и авторы проекта готовили его около трех лет. За это время они наприглашали уйму людей и даже объявили кастинг работ во всемирной паутине. Изначально планировалось приурочить открытие еще к прошлому Новому Году, но вот не сложилось.

Честно говоря, некоторые работы вызывали по меньшей мере недоумение. Особенный ажиотаж произвела работа молодой художницы Анны Желудь под названием «Где детство?», которая представляет собой ковер из женских прокладок со штампом на обратной стороне «ангел». На взгляд художницы, крылышки роднят это средство гигиены с высшими существами, к тому же прокладка белая и чистая, как ангел, пока не использована.

- Прокладка не сходит с экранов «новых иконостасов» (телевизоров), а если она изображена на иконе XXI века, значит она ангел?! – задается риторическим вопросом    художница в поясняющем слове к своей работе в каталоге, выпущенном организаторами к открытию.

А вот Сергей Цигаль, брат знаменитого Александра, представивший собаку с крыльями по имени Дуня, оценивает выставку так: 

- Я считаю, что художникам можно абсолютно все. Слава Богу, что существует такая профессия. «Слава Богу» – фигура речи, - оговаривается Сергей, потому что в Бога не верит. – Раньше невозможно было представить себе, чтобы прокладки выставили где-нибудь, теперь такая возможность есть. Это прекрасно.

Кстати, ангел от Александра Цигаля тоже был на выставке, но сам автор не появился.

Выставка поражала изобилием вариатций на заявленную тему. Здесь и известные политики с крылышками (в том числе совем не ангелок – Буш), и куриные скелеты, аккуратно выложенные на разделочных досках, и плюшевый заяц с подсветкой, которая дает огромную угрожающую тень на стене, и платяной шкаф с гастуками, одеждой и пьяным ангелом в центре. Вообще, работ с пьяными и опустившимися ангелами оказалось предостаточно. Современным художникам очень хотелось очеловечить высшее существо. В разрез с этим идет работа рязанского художника Лившийского. На его длинной во стену фотографии изображена полуобнаженная девушка (одна и та же несколько раз) с выдвинутыми лопатками, которые в такой позе и правда напоминают прорезающиеся крылышки.  Как рассказал сам художник, это очень сложное дело – выдвигать лопатки -требует много времени и сил.

Символом и заглавной работой выставки стала подушка Колесникова и Денисова под названием «Ангеларий. Реконструкция». Одна сторона ее вышита звездным небом северного полушария, а другая – южного. Эти звезды ассоциируются с ангелами. А сама подушка, цвета ночного неба, разрезана поперек и сыплет из себя перья, конечно же, тоже ангельские. Хотя авторы предлагают зрителю домыслить самому еще варианты трактовки. Сами же предлагают, как одну из версий, параллель с материнским чревом.

Они и исполнительный директор проекта Василий Церетели уверены, что у каждого художника, впрочем, как и у каждого человека, есть свой собственный ангел своего неповторимого вида. И каким человек видит высшее существо, такое оно и есть. Вот такой ангельсий плюрализм.

Несколько месяцев выставка поживет в Музее современного искусства, а потом уедет на гастроли в США.  Но ангелов от этого меньше не станет. Ведь сколько людей – столько и ангелов.



Партнеры