От 150 и ниже...

Что светит маленьким людям в больших городах

В детстве каждый из нас мечтал поскорее вырасти. Но не всякому это удалось. Среди людей есть те, чей рост так и не превысил отметки 150 см. В народе их прозвали карликами и лилипутами. Сами себя они предпочитают называть “маленькие люди”. Хотя им не суждено повторить подвигов Гагарина и покорить сцену Большого театра, маленькие люди ничуть не хуже нас. Пока большие вприпрыжку обуздывают мир, маленькие идут по нему короткими мерными шажками. Какие препятствия попадаются им на этом пути и что отличает их жизнь от нашей, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.

Диагноз по росту

Рост меньше ста пятидесяти сантиметров — не просто особенность организма. Это сложная болезнь, вызванная недостатком гормона роста в гипофизе (железе, расположенной в головном мозге). Диагнозы маленьким людям ставят разные, в зависимости от того, какая форма карликовости у них наблюдается. У кого-то карликовости подвержено все тело, у кого-то — отдельные его части.

Люба родилась с короткими ручками и ножками. Тело и голова у нее — как у обычного человека. Впрочем, в толпе ее трудно не спутать с маленькой девочкой. Рост сформировавшейся двадцатилетней девушки — всего 136 сантиметров. Она могла бы быть еще ниже, если бы не шесть сложнейших операций, в процессе которых Любе нарастили некоторые кости.

— Первую операцию мне сделали в 6 лет, — рассказывает Люба. — Когда везли в больницу, никто не сказал, для чего это. Родители старались меня растить как обычную девочку: представляли все так, будто я ничем не отличаюсь от остальных. Поэтому когда я оказалась в палате, то подумала, что, может быть, перед поступлением в школу всех возят подлечиться. Последнюю свою операцию я перенесла в 2003 году — тогда мне было уже 16 лет.

За шесть “подходов” Любе увеличили длину обеих ног на 7 см, бедер — на 9 и одну из рук (ту, что была немного короче другой от рождения) — на 9 см. На увеличение каждого сегмента, объясняет моя собеседница, ушло минимум 5—6 месяцев.

Любе повезло — у нее хорошие, любящие родители. Некоторых маленьких человечков еще во младенчестве перепуганные мама и папа отправляют в дома инвалидов. Иногда маленькие люди попадают сюда в сознательном возрасте: после потери родных они просто оказываются не в состоянии обеспечивать свое существование в большом мире.

К примеру, самый маленький человек в стране, чей рост (95 сантиметров) официально зафиксирован в Книге рекордов России, Мирон Павлик, практически всю свою жизнь провел в подмосковной больнице. Передвигаться он может только с помощью костылей.

Загадка для генов

В семье Любы других маленьких людей нет. Папа и мама — “большие” (так маленькие люди часто называют обычных людей). Есть еще старший брат, с которым, кстати, они очень дружны. Среди бабушек и дедушек тоже никого ростом меньше 150 сантиметров не было.

Как случилось, что в здоровой семье “больших” родилась такая “маленькая” девочка, врачи точно объяснить не могут. Может, всему виной экология, а может — возраст одного из родителей (Любин папа намного старше мамы). В любом случае происхождение генной мутации пока невозможно объяснить точно.

— Раньше меня очень злило, когда меня спрашивали, почему я такая, — говорит Люба. — Я же не знаю! Бог меня такой сделал! А потом я как-то привыкла, перестала раздражаться. Поняла, что действительно во многом отличаюсь от других, и успокоилась.

Карликовость чаще болезнь не приобретенная, а наследственная. Причем проявиться она может и через 4—5 поколений.

 Александру Кондаурову “Спартаку” (так называют его друзья и знакомые) рост 142 сантиметра достался от предка по отцовской линии в 6-м поколении.

— Что же делать, раз природа так распорядилась, — говорит он. — Значит, так надо.

Вне зоны доступа

— В детстве меня возили по разным клиникам. Но чаще — к экстрасенсам, — говорит Люба. — Очень хорошо помню всяких бабушек, тетушек, дедушек, которые принимали посетителей в темных комнатах, напускали на себя таинственный вид и что-то шептали. Родителей можно понять. Они готовы были на все ради меня.

Люба уже слышала о новом методе лечения: низкорослым детям сегодня колют гормон роста — пока организм еще находится в процессе развития и так называемые “зоны роста” еще открыты. Это вещество помогает детскому организму расти, если сам он с этой задачей не справляется. После 15 лет гормон уже ничего не даст: разве что неожиданные увеличения разных частей тела.

Лечение с помощью гормона стали применять в медицинской практике относительно недавно. Процедура эта дорогостоящая: счет идет на тысячи долларов за одну ампулу. И тем не менее она не дает тех результатов, которые хотели бы видеть маленькие пациенты.

Сорокавосьмилетний Вано Миранян — маленький артист с большим актерским опытом, говорит, что если бы гормон изобрели во времена его молодости, он бы вряд ли стал проводить лечение.

— Знаете, ведь те, кто колет это лекарство, так никогда по-настоящему не вырастают, — объясняет он. — Максимум — до 150-155 сантиметров. Получается, что они, что называется, ни рыба ни мясо. В мире больших делать нечего, а в мире маленьких тоже за своих не принимают. Даже на сцену не выйдешь… Я бы на такое лечение никогда не согласился.

Транспортная лихорадка

Помимо больниц и врачей в жизни маленьких людей есть масса всего интересного. Они, как и обычные люди, ходят в кино, посещают театры, интересуются новыми выставками. Некоторые даже развлекаются в московских клубах вместе с остальными людьми.

— В крупные ночные клубы я как-то не хожу, — говорит Люба. — Боюсь не пройти фейс-контроль. А в маленьких люблю потанцевать, зажечь. Я всю нашу группу из института с собой беру.

Единственное место, где увидеть маленьких людей довольно проблематично, — общественный транспорт. Народ здесь ездит самый разный. Никогда не знаешь, чего ждать от толпы.

— Вообще-то меня на улицах уже больше никто не обижает, — говорит Вано. — Раньше было чаще… Я думаю, это вовсе не оттого, что люди мягче стали. Просто я с возрастом стал относиться ко всему проще.

Вано вспоминает те времена, когда ему еще приходилось ездить по городу в троллейбусе:

— Билеты еще пару лет назад надо было пробивать через компостер. Я подходил к людям и просил делать это за меня. Они помогали. Но однажды пара каких-то ребят решила схамить. Говорят: “А попробуй-ка ты сам, папаша!” И засмеялись. Вот тогда я по-настоящему пожалел, что не могу их ударить.

— Очень часто задираются дети — на улице и в метро, — говорит Люба. — Пристают ко мне, кричат: “Карлик!”. Раньше это, естественно, очень меня обижало. А сегодня не так уж и трогает. Просто, по всей видимости, такие у нас родители — не могут объяснить ребенку, что вести себя так неприлично.

Колпак сшит, да не сидит

Люба, как и многие другие маленькие люди, давно не ездит в метро. Предпочитает водить машину, которую подарил папа. Вано свой автомобиль купил сам.

— На самом деле, кресла сегодня во многих иномарках вполне приспособлены для маленьких людей, — сходятся во мнении мои собеседники. — Никакой проблемы с ростом не возникает. Главное — приспособиться и подтянуть кресло к себе поближе.

С одеждой и предметами домашнего интерьера проблем возникает больше.

— Футболки с коротким рукавом я покупаю в обычных магазинах, — говорит Александр—Спартак. — А вот джинсы и брюки либо шью на заказ, либо подшиваю в ателье.

С верхней одеждой все еще сложнее. Обычно маленькие люди заказывают ее пошив у знакомых портных.

Удовольствие облачиться в модную одежду влетает в копеечку. Тем, кому сложно приспособиться к большой мебели, заказывают кухонные гарнитуры и прочую утварь в специальных компаниях. Однако и это стоит очень недешево.

— В Европе для маленьких людей выпускают свою линию одежды, делают мебель, — говорит Спартак. — У нас пока такого нет. Обходимся своими силами. Помогаем друг другу материально. Даже вот создали в Питере ассоциацию, которая борется за то, чтобы производители наконец обратили внимание на таких, как мы. А то из-за границы одежды не навозишься. Да и не всем это по карману.

Среди Любиных знакомых нет таких же маленьких, как и она сама. Она привыкла жить среди больших вещей.

— Родители на мой рост уже не обращают внимания, — смеется она. — Положат на самую верхнюю полку холодильника молоко и уйдут на работу. А я же не дотягиваюсь. Но из положения как-то надо выходить. Беру длинную ложку для обуви и подтягиваю к себе пакет… Так и приспосабливаюсь.

Маленькие артисты большого жанра

Маленькие люди — практически совсем как большие — работают в самых разных сферах. Чаще они выбирают себе профессию “сидячую”, не требующую большой физической силы. Поэтому среди них много бухгалтеров, юристов-консультантов, экономистов и даже политологов.

Люба учится на факультете иностранных языков — изучает вьетнамский. В будущем мечтает работать в сфере туризма. Восточный “редкий” язык девушка выбрала специально: в этой нише, говорит она, конкуренции меньше — соответственно, возможностей для человека такого склада, как она, больше. Люба готова стать переводчиком и работать на дому. Но мечтает все же о выездной работе, связанной с путешествиями.

— Я хочу ездить по разным странам, — говорит она. — Знакомиться с другими людьми. Вот в этом году я уже ездила во Вьетнам и познакомилась с местными студентами.

Немало среди низкорослых россиян и профессиональных актеров. Большинство из них веселит публику на корпоративных вечеринках и свадебных торжествах. Конечно, 20 минутам такой “славы” маленькие люди предпочли бы часы обычной работы на заводе. Но все же они рады и такой возможности заработать.

Кот в сапогах

Вано Миранян — один из самых известных маленьких артистов в России. Свою карьеру начал рано. Акробатике обучился еще будучи подростком — гастролируя вместе с театром лилипутов.

— Мне было 12 лет, когда актерская труппа забрала меня с собой на заработки в Москву, — объясняет артист. — Тогда я жил вместе с родителями в маленьком городке неподалеку от Ставрополя. И уже в этом возрасте я хорошо понимал, что дальше расти не буду и никогда не стану тем, кем мечтал стать, — водителем грузовика.

Когда приехали артисты и пригласили меня участвовать в их представлении, кататься по гастролям, я немедленно согласился, потому что понял: второго такого шанса может и не быть.

С тех пор прошло много лет. Вано создал свою труппу из маленьких людей. Какое-то время выступал с ними.

Потом его пригласили в мюзикл “Иствикские ведьмы”. Теперь Вано живет в Москве. У него своя квартира в столице. Есть машина.

Роль, принесшая Вано славу маленького киноактера, — Кот-Бегемот в фильме “Мастер и Маргарита”.

— На съемки меня привели знакомые, — делится впечатлениями он. — Сначала, когда примерил костюм, режиссер меня не хотел пускать в кадр, говорит: “Упадете, разобьетесь”. Пришлось доказывать съемочной группе, что я такой же, как и все остальные — работать могу хорошо, качественно. Я сам и в трамвай на ходу запрыгивал, и бегал свободно, и трюки разные исполнял... Так что к концу мне все-таки поверили и поручили исполнить самому трюк: без каскадеров прыгнул в костюме кота на люстру.

Вано говорит, что по жизни за свою репутацию маленьким людям приходится бороться часто.

— Нас считают детьми, неполноценными, что ли, — жалуется он. — Не все понимают, что те из нас, кто приспособился жить в большом мире, могут работать не хуже, чем обыкновенные артисты.

Любовь в миниатюре

С работой, считает Вано, ему, конечно, очень повезло. Но главное счастье в его жизни — большая дочь и здоровый 3-летний внук.

О том, что у него родится нормальный ребенок, Вано, конечно, мечтал. Но еще двадцать лет назад точно сказать, чем обернется дело, не мог никто. Но Вано и его супруга мечтали о ребенке и решились на рискованный шаг. Девочка родилась нормальной.

Сегодня ситуация изменилась: беременность маленьких людей можно планировать. По словам врачей, шансы Любы зачать здорового ребенка — 50 на 50, даже если партнер будет здоровым. Пока девушка еще не нашла кандидата на роль отца, но о будущей своей жизни уже задумывается.

— Я хотела бы, чтобы моим мужем был большой человек, — говорит она. — Все-таки всю жизнь живу среди больших. В них только и влюбляюсь. Правда, взаимностью пока никто не отвечает.

Считается, что маленьким женщинам найти себе спутника жизни среди больших легче: маленький рост для представительниц слабого пола не является большой проблемой. Другое дело — маленький мужчина.

Но двадцатидвухлетний Серега, рост которого — 140 сантиметров, считает по-другому.

— В человеке главное — это его ум, душа, — говорит он. — Все остальное — не так важно. И потом — что такое внешность? Меня, например, в девушках больше всего привлекает голос.

Постоянная подруга Сережи — стройная блондинка Валя — вот уже два года на других мужчин и не смотрит.

Говорит, что лучше своего маленького парня ей не найти. Его она полюбила за прекрасное чувство юмора и искреннюю доброту.

— С Сережей я могу чувствовать себя самой собой и никого не изображать, — говорит она. — Ему все равно, какую юбку я надену и сколько я вешу. Вот недавно поправилась, а он и не заметил. Все комплексы с таким мужчиной исчезают сами собой…

Наполеоны без комплексов

— Маленький рост для меня не проблема, — говорит Сергей. — И для моей девушки тоже. Важно, как ты сам воспринимаешь себя в этом мире. Так же будут тебя воспринимать и другие.

Сергей — не единственный, кто считает, что маленький рост не мешает нормальной жизни.

Александр—Спартак убежден, что его 142 сантиметра крупно помогли ему в жизни.

— Знаете, если бы не мой маленький рост — я бы никогда не стал актером, — говорит он. — Выучился бы на слесаря или какого-нибудь электрика и смотрел бы по выходным телевизор. Но маленький рост стал для меня настоящим стимулом. Он заставил меня много работать, ходить по кастингам, чего-то добиваться. Я буквально вырвался из обывательской жизни. Много путешествую, вижу разные города и страны… Если бы не маленький рост, не знаю, кем бы я был сейчас и гордился бы я тем, что сделал в своей жизни…

Комментарий врача

Кандидат медицинских наук, врач-эндокринолог Екатерина Александрова:

Карликовостью в медицинской терминологии обозначается рост человека ниже 150—155 сантиметров. Никто с точностью не может объяснить происхождение этой болезни. Карликовость существовала во все времена: даже при дворе королей существовали шуты-лилипуты. Поэтому винить плохую экологию бессмысленно. Основная причина этого заболевания — наследственная предрасположенность. Но некоторые специалисты уверены, что такое заболевание появляется после травмы головы, в том числе во время родов.

Существует мнение, что карликовость никак не влияет на половую жизнь человека. Однако оно ошибочно.

Логично, что гормональные нарушения влияют не только на рост человека, но и на весь организм в целом, в том числе и на половые органы. Некоторые люди маленького роста могут иметь детей, для некоторых это невозможно — в зависимости от того, насколько болезнь затронула половые органы. Ведение половой жизни возможно практически для всех. Однако размеры органов воспроизведения могут быть очень малы. И если для женщины, вступающей в контакт с мужчиной, это не так важно, то для мужчины это может быть критично.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру