ТЕАТР | Кто услышит "Бубен верхнего мира"

Новый сезон московский Театр имени Пушкина (сцена филиала) открыл премьерой спектакля "Бубен верхнего мира". Он поставлен по мотивам рассказов Виктора Пелевина режиссером Мариной Брусникиной.

26 сентября 2007 в 02:10, просмотров: 459

Виктора Пелевина, автора "Чапаева и пустоты", "Жизни насекомых" и прочих нашумевших на рынке книжной литературы бестселлеров, представлять особо не нужно. Почему заслуженная артистка России взялась за этого полукитчевого прозаика, она сама объяснила так: "Пелевин необычен многим – умением писать, чувством юмора, талантом видеть реальность с другой стороны. Найти точку зрения, которая открывает мир, непохожий на тот, к которому ты привык, – это и есть талант". 

"Спектакль "Бубен верхнего мира", – объясняет в программке режиссер Брусникина, – это своеобразное путешествие в загадочный мир, где с человеком разговаривает собственная тень". Но эти слова лишь желаемое, но не действительное. Так как на самом деле "там, где у Пелевина кайф, в спектакле один здоровый реализм, там, где у Пелевина пробуждение от кайфа, в спектакле лишь водевильный страх". Достаточно привести пример, как читаются "ответственные" монологи в третьей части ("Тарзанка") безаншлагового двухчасового спекталя. Актер Владимир Моташнев, исполняющий роль Петра Петровича, монолог о совершенстве природы произносит так, будто бы это чеховский монолог дядя Вани "через какие-нибудь двести-триста лет". 

Поспешу (и все объяснится сразу) ввести зрителя в суть дела, ведь, по словам художественного руководителя театра Романа Козака, "это премьера нашей студийной группы, образовавшейся из выпускников Школы-студии МХАТ". Что, кстати, было хорошо заметно хотя бы по тому, как сначала порадовавшие зарядом игры молодые актеры уже в середине не смогли удерживать зрительское внимание в своей "чарующей" власти. Очевидно, что их выдавала неопытность. Тему талантливости кого-либо брать не буду в силу неэтичности, на мой взгляд, этого аспекта вообще. Одним словом, не имею права обижать молодую, начинающую театральную поросль своими, разумеется, субъективными точками зрения. Но в связи с этим и упоминать фамилии актеров нет резона – ни одной звезды все равно не задействовано в спектакле. 

"Спектакль "Бубен верхнего мира" как раз из тех, что могут быть приняты на ура в качестве учебной работы, – наблюдательно замечает известная театровед Ольга Галахова. – Однако разница между сугубо студенческими радостями и полноценным результатом усилий профессионалов все-таки остается". Более того, добавим мы, и это самое главное: Брусникина и Пелевин совершенно чужды друг другу. 

В любом случае, как бы я ни изголялся, вынося во Всемирную сеть свои частные суждения, спектаклю, видимо, уготована аншлаговость. Во-первых, зрительский зал филиала московского Театра имени Пушкина невелик. Во-вторых, только ленивый не читал Пелевина, а значит, интересно посмотреть инсценировку-то. Но все-таки определяющим будет факт близости филиала театра к одному из главных мест Москвы, где собирается прежде всего молодежь, и очень большими партиями (говорю о первом в нашей стране "Макдоналдсе"» и сквере на Пушкинской площади. – ред.). Просто большинству из них все равно что смотреть, главное – шумно, красиво, модно. Как говорится, без обид. 

Справка MK.ru. Марина Брусникина родилась в 1961 году. Окончила Школу-студию МХАТ в 1982 году (курс Олега Ефремова). В 1985 году была принята в труппу. Она актриса и режиссер чеховского МХАТа, педагог Школы-студии МХАТ, лауреат премии "Хрустальная роза Виктора Розова" за создание цикла "Мхатовские вечера" по современной прозе и поэзии в исполнении молодых актеров театра, заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ. С 2002 года как режиссер в Художественном театре поставила спектакли "Пролетный гусь" (Государственная премия РФ), "Сонечка", "Легкий привкус измены" и другие. В Театре имени Пушкина поставила спектакль "Цыганы". В "Сатириконе" – "Ай да Пушкин!" и "Случай". Приглашали даже в Новосибирск – в театре "Глобус" она поставила спектакль "Моя Марусечка".



    Партнеры