Виктора Пелевина, автора "Чапаева и пустоты", "Жизни насекомых" и прочих нашумевших на рынке книжной литературы бестселлеров, представлять особо не нужно. Почему заслуженная артистка России взялась за этого полукитчевого прозаика, она сама объяснила так: "Пелевин необычен многим – умением писать, чувством юмора, талантом видеть реальность с другой стороны. Найти точку зрения, которая открывает мир, непохожий на тот, к которому ты привык, – это и есть талант".
"Спектакль "Бубен верхнего мира", – объясняет в программке режиссер Брусникина, – это своеобразное путешествие в загадочный мир, где с человеком разговаривает собственная тень". Но эти слова лишь желаемое, но не действительное. Так как на самом деле "там, где у Пелевина кайф, в спектакле один здоровый реализм, там, где у Пелевина пробуждение от кайфа, в спектакле лишь водевильный страх". Достаточно привести пример, как читаются "ответственные" монологи в третьей части ("Тарзанка") безаншлагового двухчасового спекталя. Актер Владимир Моташнев, исполняющий роль Петра Петровича, монолог о совершенстве природы произносит так, будто бы это чеховский монолог дядя Вани "через какие-нибудь двести-триста лет".
Поспешу (и все объяснится сразу) ввести зрителя в суть дела, ведь, по словам художественного руководителя театра Романа Козака, "это премьера нашей студийной группы, образовавшейся из выпускников Школы-студии МХАТ". Что, кстати, было хорошо заметно хотя бы по тому, как сначала порадовавшие зарядом игры молодые актеры уже в середине не смогли удерживать зрительское внимание в своей "чарующей" власти. Очевидно, что их выдавала неопытность. Тему талантливости кого-либо брать не буду в силу неэтичности, на мой взгляд, этого аспекта вообще. Одним словом, не имею права обижать молодую, начинающую театральную поросль своими, разумеется, субъективными точками зрения. Но в связи с этим и упоминать фамилии актеров нет резона – ни одной звезды все равно не задействовано в спектакле.
"Спектакль "Бубен верхнего мира" как раз из тех, что могут быть приняты на ура в качестве учебной работы, – наблюдательно замечает известная театровед Ольга Галахова. – Однако разница между сугубо студенческими радостями и полноценным результатом усилий профессионалов все-таки остается". Более того, добавим мы, и это самое главное: Брусникина и Пелевин совершенно чужды друг другу.
В любом случае, как бы я ни изголялся, вынося во Всемирную сеть свои частные суждения, спектаклю, видимо, уготована аншлаговость. Во-первых, зрительский зал филиала московского Театра имени Пушкина невелик. Во-вторых, только ленивый не читал Пелевина, а значит, интересно посмотреть инсценировку-то. Но все-таки определяющим будет факт близости филиала театра к одному из главных мест Москвы, где собирается прежде всего молодежь, и очень большими партиями (говорю о первом в нашей стране "Макдоналдсе"» и сквере на Пушкинской площади. – ред.). Просто большинству из них все равно что смотреть, главное – шумно, красиво, модно. Как говорится, без обид.
Справка MK.ru. Марина Брусникина родилась в 1961 году. Окончила Школу-студию МХАТ в 1982 году (курс Олега Ефремова). В 1985 году была принята в труппу. Она актриса и режиссер чеховского МХАТа, педагог Школы-студии МХАТ, лауреат премии "Хрустальная роза Виктора Розова" за создание цикла "Мхатовские вечера" по современной прозе и поэзии в исполнении молодых актеров театра, заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ. С 2002 года как режиссер в Художественном театре поставила спектакли "Пролетный гусь" (Государственная премия РФ), "Сонечка", "Легкий привкус измены" и другие. В Театре имени Пушкина поставила спектакль "Цыганы". В "Сатириконе" – "Ай да Пушкин!" и "Случай". Приглашали даже в Новосибирск – в театре "Глобус" она поставила спектакль "Моя Марусечка".