Человек из-за железного занавеса

2 октября 2007 в 18:30, просмотров: 550

Фотограф Эндрю Мур вырос в Америке в далекие времена холодной войны. С детства он интересовался происходящим за «железным занавесом». Когда тот рухнул, Мур много путешествовал, чтобы увидеть запретный прежде мир своими глазами и запечатлеть пережитое в своих снимках. И вот Московском  Центре Искусств открылась выставка его фотографий, посвященная России, Вьетнаму, Кубе.

Мура всегда отличал очень тщательный подход к материалу. Например, прежде чем, приехать в Россию, он ее четыре года изучал. Он внимательно читал не только историю страны, но и историю коммунизма как учения. Однако, приехав наконец в страну своей мечты, он увидел здесь совсем не то, что ожидал. И немедленно запечатлел это.

Маковки Соловецкого монастыря, зажатые между решетчатыми фермами гигантских военных антенн, античные руины «Театра локомотиворемонтного завода», ослепительная позолоченная лепнина оперного театра Иркутска, грустный гранитный Ленин, затерявшийся среди высоких кустов, изобильный стол с угощениями, накрытый посреди православного храма на Троицын день, и чугунный Петр I на коне без ног, посторонившийся перед старым BMW. Всё это предстает в кадрах Мура картинами таинственного и прекрасного мира, чуждого рациональной логики, так утомившей западного человека. Взгляд иностранца сродни взгляду ребенка. Он видит в повседневной реальности то, что привычный, «замыленный» глаз пропускает. В России взгляд Мура умудряется всюду обнаружить присутствие некоей торжественной гармонии. Нечасто можно встретить подобный дар у современного фотографа. Даже соловецкий красный деревянный  барак в рамке его кадра предстает величественным и безупречным арт-объектом. Что уж говорить, например, о ледоколе «Академик Федоров»! Высокая изобразительная культура и мастерство фотографа у Мура удачно дополнены искренним  и непосредственным интересом к реальности. Мальчишеское «ух, ты!» нет-нет, да и просится на язык перед его работами, ведь автор, судя по всему, сам восклицал что-то подобное, нажимая на спуск.

Помимо России Мур изъездил много стран. Две из них дали ему пищу для дальнейших размышлений о последствиях поднятия «железного занавеса».

Во Вьетнаме автора заинтересовало, как страна, вобравшая в себя самые различные влияния: китайское, советское, католическое совершает переход от коммунизма к капитализму. На Кубе — напротив – в фокусе внимания затянувшееся безвременье, историческая пауза, взятая страной.

Выходит, главная тема экспозиции — это влияние коммунизма на развитие страны. «Мои работы отражают попытку показать культуру, которая стремительно отдаляется от своей истории и воспоминаний», утверждает Эндрю Мур.

Его работы наперебой покупают для своих коллекций знаменитые музеи Кливленда, Сан-Франциско, Филадельфии.



Партнеры