"Паяцы": трагедии провинциальных актеров

Франко Дзеффирелли ценит эту оперу за актуальность "темы путаницы иллюзорного и реального".

3 октября 2007 в 12:26, просмотров: 731

Знаменитый итальянский режиссер Франко Дзеффирелли 3-4 октября представит в Кремлевском дворце съездов оперу Руджеро Леонкавалло "Паяцы". Первый раз режиссер поставил эту оперу еще в 1959 году. Она шла на сценах Рима, Лондона и Нью-Йорка. И вот теперь «Паяцы» добрались до Москвы.

Франко Дзеффирелли, прославившийся и как кинематографист, и как театральный режиссер, привез в Москву обновленную версию «Паяцев», которых до этого ставил на подмостках «Ковент-Гарден», в Лос-Анджелесском оперном театре и для Греческого фестиваля в Афинах. На пресс-конференции в столице маэстро признался: "Работать в Кремлевском дворце очень сложно, для всего требуются разрешения. Мы не смогли в достаточной мере порепетировать. Для того, чтобы сделать гармоничную постановку, нам требовалось бы 3-4 дня и десять репетиций, а у нас не было ни одной, кроме генеральной. Я никогда так не боялся, как в этот раз".

Для спектакля подобран интернациональный состав: в нем участвуют оркестр театра Станиславского и Немировича-Данченко, дирижер - известный итальянский маэстро Массимилиано Стефанелли, хор Израильской оперы - полном составе более 100 человек, солисты прибыли из США, Италии, Южной Кореи, Турции. В общей сложности в Москву прибудут более 300 человек труппы и обслуживающего персонала и несколько грузовиков костюмов, декораций и реквизита из Италии, США, Израиля. Как отмечают организаторы гастролей Дзеффирелли, привести оперную постановку - задача очень дорогая и масштабная. Стоимость такого проекта составляет примерно 1,5 миллиарда евро.

Франко Дзеффирелли занимается "Паяцами" уже много лет и стал автором трех постановок. В них участвовали такие звезды как Пласидо Доминго и Хосе Каррерас. Вначале режиссер помещал действие в эпоху Леонкавалло, затем, в 1982 году, перенес его в сороковые годы, а в последней постановке речь шла о современности.

Дзеффирелли признает, что оперная постановка всякий раз бывает разной: "Опера отличается тем, что ни одна постановка не похожа на другую. Оперы вообще не существует до тех пор, пока не поднимется занавес, и всякий раз, как он поднимается, все происходит по-новому.

Впервые опера «Паяцы» была поставлена в 1892 году в Милане. Леонкавалло утверждал, что ее либретто основано на вполне реальных событиях: композитор прочел в газете случай из криминальной хроники, когда во время представления провинциальных актеров случилось не театральная, а настоящая трагедия - муж из ревности убил жену. Публика думала, что это актеры так хорошо играют, а на самом деле все происходило в реальности.  Сейчас репертуар оперных театров редко обходится без этого сочинения Леонкавалло, а щемящая музыка из арии «Пора выступать» и оркестровая мелодия «Смейся, паяц», завершающая оперу, известны даже тем, кто не слишком интересуется классической музыкой.

Дзеффирелли приезжает в Россию уже не в первый раз: около 30 лет назад он привозил сюда свои театральные постановки, в частности, "Гамлета" и "Волчицу" с Анной Маньяни, в 2003 году привез "Травиату", а в 2005-м - "Аиду". В настоящее время он ставит в Римской опере "Тоску", премьера которой назначена на январь. Кстати, эту постановку маэстро тоже хочет привести в Москву.

Творческий пути Дзеффирелли начался в 1946, когда после войны он он переехал в Рим, стал театральным художником и актером. Решающей оказалась встреча Дзеффирелли с Лукино Висконти. Дзеффирелли получил роль в его фильме "Преступление и наказание" по роману Достоевского, а в 1949-1952 годах работал художником и ассистентом на фильмах "Земля дрожит", "Самая красивая" и "Чувство". Оформление "Трех сестер" сделало Дзеффирелли знаменитым на весь мир, и "Ла Скала" пригласил художника сделать декорации для "Золушки" Россини. Дзеффирелли согласился при условии, что ему доверят и режиссуру. Уже в 50-х Дзеффирелли стал одним из самых известных оперных режиссеров. В 1953 году благодаря триумфу постановки "Золушки" Дзеффирелли вошел в число известных оперных режиссеров.

Шекспир пользуется особой любовью Дзеффирелли. Мировая критика называет Франко Дзеффирелли режиссером-шекспироведом. Он ставил "Отелло" в шекспировском мемориальном театре и "Гамлета. Экранизация "Ромео и Джульетты" в 1968 году, получившая "Оскара" в номинациях "Лучшая операторская работа" и "Лучшая работа художника по костюмам", принесла Дзеффирелли полный триумф. Легендарный режиссер оказался первым в новейшей истории итальянцем, удостоенным почетного рыцарства в Великобритании "За ценный вклад в британское искусство". 

Отрывок из кинофильма "Ромео и Джулетта" Франко Дзеффирелли:





Партнеры