Правило равновесия

Со школьной скамьи мы усвоили: история повторяется — сперва как трагедия, затем прокручивает тут же драматическую ситуацию в фарсовом ключе. На самом деле, если вглядимся в прошлое, увидим: стереотипы повторения гораздо многочисленнее и разнообразнее.

Почему происходят эти повторения? Потому что в школьных классах и университетских аудиториях сидят плохие ученики, которые не в силах усвоить уроки минувшего? Или логика истории всегда сильнее людей? Как бы то ни было, все нынешнее уже бывало…

Попробуем вглядеться в трафареты и клише, слишком очевидные, чтобы можно было их забыть.

Мелькают перед нашим мысленным взором убыстренные кадры фильма обратной хронологии:

Возле еще не расстрелянного Белого дома митингуют, стоят палаточным лагерем будущие обманутые вкладчики, обманутые дольщики, которым никогда не стать владельцами собственного жилья…

* * *

Революцию 17-го года осуществляют будущие жертвы сталинских репрессий…

* * *

Указ об отмене крепостного права подписывает Александр Второй, которого вскоре взорвут бомбой террористы…
* * *

На Сенатской площади бунтуют восставшие полки, чьи предводители скоро затрепыхаются на виселице…

* * *

Коперник провозглашает весть о своем открытии, а под ним уже сложили костер, и провозвестник истины начал корчиться в его пламени.
* * *

Именно этот огонь, на котором поджаривают еретика, подарил людям Прометей, за что его и приковали к скале и наслали птиц, чтоб выклевывали ему печень.

* * *

Голос за кадром нашего мысленного фильма (или надпись непосредственно в кадре): “Куда идешь, человечество?” Неужели, если бы тебе позволили начать свою историю сначала…
* * *

А теперь кадры потекут в хронологической последовательности: Прометей все равно дарит людям огонь;

Коперник, зная что будет сожжен, глаголет истину, декабристы поднимают бунт, а наши современники идут митинговать к Белому дому…

Пусть истории торят подвижники? Или глупцы?

Пламенные революционеры, свергая царя, уготовали себе расстрелы 37-го года, их последователи возжаждали свободы от партийного диктата — и добились ее — для новоявленных рублевских толстосумов.

Массы скандируют: “Мы идем к гибели и никому не позволим сбить нас с пути!” И продолжает неостановимое движение: выбирают в лидеры диктаторов, способствуют экономическим кризисам, подпадают под влияние наркотиков…

* * *

Каковы пружины и подоплеки происходящего? Рискнем предположить: за то, что никудышному мыслителю и посредственному художнику Адольфу Шикльгруберу было отказано в признании, человечество заплатило миллионами жизней. Так и сводят счеты в исторических масштабах. За то, что не слишком прилежный семинарист Джугашвили не был допущен в ряды правящего класса и просвещенной верхушки, он, сделавшись диктатором, в отместку истребил, под корень вывел своих гонителей, объявив их врагами народа. Дорого обходится человечеству заносчивость и невнимательность к судьбам малозаметных персонажей!

Путь истории легко передать при помощи простенького сюжета: во время войны летчик сбрасывает бомбу, которая, упав, не взорвалась (или сапер ставит мину, которая не сработала). Через много лет, в мирное время, сын этого летчика (или сапера), оказавшись в местах, где воевал отец, подрывается на том самом заряде. Тут и мотив расплаты за грехи предков, и подтверждение мудрости “Что посеешь, то и пожнешь”, но, главное — закон “эха”, отзвука, несущегося через века. Правило торжествующего равновесия.

Или совсем актуальный поворот: богатый отец отправляет сына из нищей России в благополучный, к примеру, Лондон, а сам, извлекая выгоду, продолжает потворствовать чеченским сепаратистам, и в результате сын погибает в тихой Европе при взрыве бомбы, заложенной мусульманскими террористами…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру