Юрий Григорович: "В "Корсаре" есть иной, надсюжетный план"

Завтра на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится премьера балета "Корсар" (А. Адан, Ц. Пуни) в постановке Юрия Григоровича.

Накануне премьеры MK.ru удалось пообщаться с выдающимся хореографом.

Юрий Николаевич, почему вы взялись именно за балет “Корсар”, который ставится довольно часто?

— А почему бы и нет? Это название из русской балетной классики, а потому из разряда вечных. Я ставил “Корсара” Адольфа Адана в Большом театре в 1994 году, в Краснодарской труппе — в 2005-м и находил в том удовольствие. Я знаю “Корсара” с детства, еще со времен учебы в Ленинградском хореографическом училище. Там моими учителями были непосредственные сотрудники Мариуса Петипа, заставшие самого великого хореографа и помогавшие ему в постановках многих балетов, “Корсара” в частности. Поэтому я мог непосредственно перенять из их рук тексты великого мастера. Шло время, в них вносились изменения — и последующими хореографами, и исполнителями. И на сегодняшний день мы можем говорить лишь о некоторых достоверных фрагментах, сохранившихся, дошедших до наших дней. Это не ослабляет впечатления от всего балета, он по-прежнему любим публикой и артистами. Но это и предъявляет к постановщикам свои требования — сохранности языка и чистоты стиля, а главное, я бы сказал, тех принципов, что заложены в “Корсар”. А именно: сочетание чистой классики, демихарактерного танца и старинной пантомимы. Как добиться сосуществования, их гармоничного единства не утеряв ничего, но и создав при этом зрелище современное, динамичное, хоть как-то наполненное актуальным духовным смыслом и обращенное к зрителям сегодняшнего дня. А задумывался “Корсар” в “Кремлевском балете” не вчера, а по-моему, уже года два назад. И вот выходит сейчас.

— Какова главная идея балета? Есть в нем какое-то смысловое послание к зрителю?

— В “Корсаре” довольно напряженный сюжет, связанный с похищением женщины в более широком плане женской красоты и обладанием этой красотой. Но помимо магистрального развития событий в “Корсаре” как балете классического наследия есть иной, надсюжетный план — это самодостаточный сценический танец во всем его разнообразии. Каждый волен прочитывать в балете то, что ему близко, и следить за развитием собственно спектакля. Хорошо, конечно, чтобы оба эти плана — смысловой и эстетический — не спорили друг с другом, а органично сочетались, вытекали один из другого. Посмотрим, как получится в “Кремлевском балете”. В любом случае каждое новое обращение к классике не пройдет бесследно ни для труппы, ни для тех, кто придет на спектакль.

— Одну из главных ролей, невольницы Медоры, вы доверили Анастасии Волочковой не случайно?

— Я сотрудничаю с Анастасией не первый год — и в Большом театре, и в моей краснодарской труппе, она танцует многие мои балеты. К тому же “Корсар” в репертуаре очень давно, еще со времен Мариинского театра, когда она делала первые шаги на сцене. Затем танцевала “Корсара” в Краснодаре, гастролировала с нами на сцене Мариинского театра, и с успехом. Медора — ее партия, она в ней убедительна. Она соответствует ее возможностям и тематически перекликается с некоторыми авантюрными сторонами ее характера. Сегодня она признанная балетная прима. Так что не вижу причин, почему бы ей не показаться и в новой постановке в “Кремлевском балете”. Помимо нее в партии Медоры заняты две другие балерины — Кристина Кретова и Александра Тимофеева.

"Ромео и Джульетта" в постановке Григоровича на сцене Большого

 

Справка MK.ru. Юрий Григорович — выдающийся русский хореограф, воспитанник петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра, затем осуществил на его сцене свои первые хореографические работы — “Каменный цветок” С. Прокофьева (1957) и “Легенда о любви” А. Меликова (1959). В 1964—1995 годах — главный балетмейстер Большого театра России. Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторитета. С 1995 года по настоящее время — возглавляет Театр балета Юрия Григоровича, базирующийся в Краснодаре (Россия) и активно гастролирующий во многих странах мира: Ливан, Испания, Португалия, Япония, Италия, Турция, США, Германия, Великобритания. Отмечен многими правительственными наградами, творческими премиями и отличиями в области искусства и культуры разных стран (всего свыше 40).

“Корсар” — один из балетов классического наследия и сохраняется в репертуаре многих театров более 150 лет. Впервые он был показан на сцене Большой парижской оперы в 1856 году. В нынешней постановке “Корсара” сохранены наиболее эффективные танцевальные сцены и номера, знакомые широкому зрителю: картина “Оживленный сад”, танцы одалисок, любовный дуэт в гроте и другие хореографические фрагменты. В спектакле, раскрывающем лирическое и эмоциональное богатство партитуры, используется также музыка композиторов Ц. Пуни, Л. Делиба, Р. Дриго и других. Среди участников нынешней премьеры приглашенные солисты Анастасия Волочкова (Большой театр России), Сергей Сидорский (Национальная опера Украины). В спектакле заняты также учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру