Опасный учебный процесс

Лишь 2-3% детей заканчивают школы здоровыми

22 октября 2007 в 18:09, просмотров: 808

Власти КНР официально признали: большинство школьников страны испытывают постоянный психологический стресс, вызванный запредельной учебной нагрузкой. Дело зашло так далеко, что в воскресенье специальное решение об облегчении школьных программ принял 17-й съезд Компартии Китая. 

Как оказалось, с каждым годом китайские школьники делают все больше домашних заданий и все чаще сдают экзамены. При этом учебные материалы, которые им объясняют в школе и задают на дом, не только увеличиваются в объеме, но постоянно усложняются. Дошло до того, что китайские школьники тратят все свое время только на учебу. Времени на игры и прогулки, а то и на сон у них практически не осталось. 

Постоянные перегрузки стали сказываться на здоровье детей. С каждым годом среди китайских школьников появляется все больше хронически больных, причем их возраст стремительно молодеет. Особенно заметно ухудшается зрение китайских учащихся, признал министр образования КНР Юань Гуйрен. 

Ответственность за сложившуюся ситуацию министр возложил главным образом на "культурные традиции Восточной Азии, в силу которых китайские родители придают слишком большое значение дипломам и результатам экзаменов". На самом же деле у проблемы более глубокие корни, отмечает Reuters. Численность населения Китая достигла 1,3 миллиарда человек, в то время как количество престижных рабочих мест в стране остается крайне ограниченным. В таких условиях за каждое из них идет жесточайшая конкуренция, причем с годами она лишь обостряется. "Жесточайшая конкуренция за рабочие места опустилась на школьный уровень. Родители надеются, что их дети смогут победить конкурентов и настраивают их на это с детства, причем большинство убеждены: кто больше знает, тот и победит. Вот и стараются впихивать в головы детей побольше знаний", – рассказал Юань Гуйрен. 

Впрочем, теперь, по словам министра, с этим будет покончено. Уже в ближайшее время министерство образования Китая упростит содержание школьных учебников, сократит объем домашних заданий (особенно дополнительных), сделает интереснее и легче для восприятия содержание школьных уроков, а также значительно сократит количество школьных экзаменов, пообещал глава ведомства. Намеченная реформа, надеются китайские чиновники от образования, поможет восстановить сильно пошатнувшееся здоровье школьников. 

Любопытно, что примерно те же задачи ставят перед собой и их российские коллеги. Причем в России проблема здоровья школьников стоит не менее остро, чем в Китае, да и вызвана практически теми же факторами риска. Так, одним из самых тяжелых стрессов, подтачивающих силы российских школьников, является "стресс ограниченного времени", считает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких. По данным специалистов, чтобы он накопился, достаточно всего двух недель, а "наши дети в таком состоянии живут годы", заявила она на одном из последних заседаний Общественного педсовета. 

Серьезный фактор риска в российской школе – интенсификация учебного процесса, подчеркнула Безруких. Особенно "когда мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80–90 слов в минуту", заявила она. Есть и другие несоответствия методик и технологий обучения возрастным особенностям детей школьного возраста, предупреждают специалисты. Однако к предостережениям никто не прислушивается. Российская школа продолжает перегружать учащихся занятиями, не оставляя времени на восстановление сил. 

В результате здоровье российских школьников продолжает стремительно ухудшаться. Особенно быстро, по данным директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислава Кучмы, растет число "школьных" болезней: отклонения в развитии костно-мышечной системы и зрения. Школа столь пагубно сказывается на здоровье детей, что здоровыми ее заканчивают лишь 2–3%, рассказал он. 

Причина та же, что и в Китае: запредельные нагрузки. Частично к ним ведет огромный объем информации, осваиваемой школьниками. Однако есть и серьезные просчеты. Как признают в Минобрнауки, ситуацию значительно усугубляет неэффективное содержание общего образования. И в том числе из-за перегруженного, нефункционального содержания, оторванного от реальных жизненных потребностей. 

Переварить обрушившуюся на них гору информации российские школьники уже не в состоянии. В НИИ гигиены и охраны здоровья детей предупреждают: уже сейчас более половины российских школьников в состоянии усвоить менее 40% программ по математике, физике, химии, биологии.



Партнеры