Моя старуха конная гвардия

Лейб-гвардии Конный полк вернулся в Россию.

На создание выставки, что открылась в фонде “Русское зарубежье”, ушло 10 лет жизни ее куратора Тамары Спиридоновой. Лучшему императорскому полку, название которому – Конный – дала еще Анна Иоанновна, исполнилось 300 лет в 2006-м. Сохранившиеся предметы, что удалось собрать из России и зарубежья, теперь экспонированы для публики. Выставка покажется ужасно скучной тем, кому слово “память” ничего не говорит.

“Кажется, мы успели…” – название выставки, посвященная 300-летию Конного полка и сорокалетию парижского раритетного издания “История лейб-гвардии Конного полка”. Это был лучший и самый преданный императорский полк. В день декабристского восстания конногвардейцы мигом оказались на защите Николая I – некоторые даже мундиров надеть не успели. “Моя старуха конная гвардия” – называл Николай I свой полк. Он прекратил свое существование в 1917-м году, после чего многие ушли воевать на юг в белую армию. После разгрома все, кто мог и успел, из Крыма эмигрировали в Константинополь, Белград, Париж. В эмиграции кто-то продавал машинное масло, кто-то ремонтировал часы, многие не смогли создать семью. В итоге осталось всего несколько потомков блистательной царской гвардии. Князь Оболенский, Трубецкой, граф Стенбок-Фермор, пожилые дети и внуки бравых гвардейцев, приехали в Москву на долгожданную для многих выставку.

Портреты, фотографии, послужные списки, оружие, мундиры, каски, книги, посвященные истории полка, записки и письма – вот что представляет жизнь и быт полка. Вот “Портрет командира лейб-гвардии Конного полка Николая Одоевского-Маслова” неизвестного художника. Командир так командир! Усищи огромные, пушистые, седые, окладистая борода. Каска блестит. Рука опирается на меч. Взгляд орлиный. Сразу видно – командир. Или каска с жилетом – они принадлежали графу Монтеффи, который убил в поединке графа Сумарокова-Эльстона, брата Феликса Юсупова. Или алый мундир – правильно называть его колетом.

- Колет принадлежал Дмитрию Суровцеву, - рассказывает куратор Тамара Спиридонова. - Димочка Суровцев, как его называли в полку. У него были блистательные характеристики, был он командиром эскадрона, участвовал в Первой мировой и погиб в знаменитом сражении под Каушеном 6 августа 1914 года. Этот праздничный, бальный колет экспонировался сначала как колет Сергея Белосельского-Белозерского. Я спросила: а вы смотрели подкладку? У гвардейце подкладка была из белого шелка, и они ее подписывали. Там оказалась надпись “Суровцев”.

Кроме 13 музеев России, больше всего экспонатов предоставила Софья Алексеевна Тучкова, жена сына одного из авторов “Истории”. “Кто считает нужным, кто понимает, тот возвращает архивы в Россию” – говорят организаторы. Кажется, мы успели… Выставка продлится до 18 января 2008 г.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру