Эпоха фаст-фуда

Элегантно одетый мужчина с кейсом в руке поспешает к роскошной машине, которая вот-вот должна умчать его на какое-то важное совещание, и на ходу он бросает: “Времени нет! И насморка нет!” — так начинается всеми известная реклама, которую частенько показывали по TV несколько лет назад. По головной боли наносится мощный удар таблетками. Рыхловатые молодые люди и одутловатые девушки худеют на глазах, не прикладывая к этому никаких усилий, и обретают заветные формы 90-60-90 или фигуру Арнольда Шварценеггера. Все это — приметы нынешнего времени — эпохи, имя которой “Эпоха фаст-фуда”.

Времени нет ни на что: на встречу с друзьями, вдумчивое чтение книги, лечение, приготовление пищи. Куда же мы бежим?

Чем сейчас питаются люди? Готовой пищей, которой можно бы было максимально быстро набить желудок. Она очень быстро усваивается организмом, и мы сразу чувствуем, что наелись! Но, с другой стороны, она откладывается в жир. Так что каждому решать самостоятельно: иметь его — это украшение — или не иметь, как в той популярной песне из новогоднего фильма.

А знаете ли вы:

Что в обычном клубничном молочном коктейле, который продается в любой забегаловке, содержится комбинация примерно 50 искусственных химических соединителей? Именно они позволяют нам насладиться “клубничным” вкусом. В нем содержится бензил-ацетат, гидроксифенил-2-бутанол и бутириковая кислота.

Что если нанести на ватку кока-колу и долго тереть ей ноготь, лак не полностью, но сойдет?

Знакомиться стало предельно просто. Зачем напрягаться, преодолевать свою застенчивость для того, чтобы подойти и сказать: “Привет! Я Женя!” — если можно зайти на сайт знакомств в Интернете, выбрать любую фотографию и запросто “подружиться”?

“Привет! А почему ты предпочитаешь знакомиться на сайте знакомств? Чем тебя это привлекает?” — спросила я у DENA 30 из Москвы. Ответ был следующим: “Выбор большой и быстро! Задаешь команду: девушка такого-то возраста. Выбираешь картинку — и общаешься с тем, кто тебя максимально устраивает, тогда, когда девушка СЕЙЧАС НА САЙТЕ”.

Опросила еще десятерых. Ответ был: “Так проще”.

Такое вот эрзац-общение не требует никаких обязательств. Писать можно что угодно и кому угодно.

Зашла я тут на днях в одно из таких злачных интернет-мест, кликнула фотографию симпатичного молодого человека. Этот интернет-ходок пишет:

Тат сегодня в 03:53

Нет, я не Гучи, и не Армани,
Я в сто раз лучше,
Я клевый парень.
Все в мире этом не так уж пошло,
Я зло и подлость оставил в прошлом.
И мне красотки стихи слагают,
Пусть идиоты не догоняют.
Но я не просто “картинка” глянец,
Я очень жгучий, как итальянец,
Я интересный, поймите, люди,
И мне по жизни кайфово будет :)

Комментирует стишок учитель русского языка и литературы, поэт и литературный критик Сергей Леонидович Штильман:

“Когда я покупаю поздравительную открытку, всегда смотрю: не тиснули ли там стихи какого-нибудь “умельца” на тему “желаю-поздравляю”. Если тиснули — ставлю ее на место. Такие тексты запросто может сочинять компьютер — сочиняет же компьютер музыку! И жутковато за тех, кто с удовольствием потребляет подобные “текста” и считает, что они ничего себе, даже талантливые. И как удобно! Не надо самому ничего сочинять. Всё за тебя уже сделали. О вкусе этих дам и господ позвольте умолчать. В принципе это почти то же самое, что не видеть разницу между севрским фарфором и тарелками из общепита”.

Но это “желаю-поздравляю”! Жанр такой. К тому же, как выяснилось, востребованный. Немалые деньги люди на этом делают. А тут — знакомство с другим человеком… Визитная карточка…

О тексте не говорю — он ниже критики. Не будешь же анализировать и интерпретировать надпись на спичечной коробке! Но такой вот способ знакомства — все равно с кем… Не возлюбленная, а сменный модуль, картридж от принтера, который можно в любой момент заменить на другой.

Но — что ужасно — работает же! И девочки, никогда не бравшие в руки классики, тают от этого “эксклюзива”.

Однажды я пришла в обычную районную библиотеку и увидела на столе книги, которые сдали недавно, и библиотекарь еще не успела поставить их на место. Еще раз убедилась в том, что серьезную литературу не читают вообще. Из 10 книг 8 — любовные романы и пособия по тому, как жить гламурно, оставшееся меньшинство — детективы. Попросила книгу Варлама Шаламова, которая вышла несколько лет назад. (Его произведения входят в школьную программу и программу обязательной литературы для абитуриентов многих вузов.) Открыла ее. Формуляр чистый, а некоторые листы склеены. Стало ясно, что эту книгу до меня держали в руках несколько человек: упаковщик в типографии, грузчик на складе и библиотекарь. А читала ее только я.

Ситуацию снова комментирует Сергей Леонидович:

“Родители моих учеников частенько спрашивают меня: “Скажите, как заставить ребенка читать?” В таких случаях я обычно отвечаю вопросом на вопрос: “А сами-то вы читаете?” Ответ, как правило, бывает отрицательным: “Когда, мол, читать, когда времени совсем нет! Вот разве детективчик какой!” Дети давно подсели на супербестселлеры типа “Все произведения школьной программы в одном флаконе”. Их уже давно не коробят такие вот “пересказы” содержания “Евгения Онегина”: “У Онегина тяжело заболел дядя”. Действительно, какой текст, какие запятые! Говорят, если ребенку вместо груди матери давать соску, из которой молоко почти само льется, он уже никогда от соски не откажется. Так и ребенок, которому дали вместо полного текста “Преступления и наказания” попурри на 15 страницах, состряпанное кем-то из нашего учительского цеха, вряд ли сможет читать серьезную литературу. Я уж не говорю о том, что мало кто из детей пишет школьные сочинения сам. Зачем? В любом книжном магазине — десятки готовых “шедевров” на все случаи жизни”.

Еще один, не менее востребованный вариант “поздравительной открытки”, еще один вид фаст-фуда!

Фаст-фуд создается для того, чтобы сэкономить наше время.

Время для чего?

Тебе есть что сказать? Может, ты категорически не согласен с автором этого текста? Или просто хочешь высказать свое мнение? Не стесняйся, пиши! Наш адрес molodoy@mk.ru. Мы обязательно прочитаем все письма. А самые лучшие из них будут опубликованы в газете.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру