Школьные годы чудесные?

Современных школьников беспокоят зарплаты учителей и ЕГЭ

31 октября 2007 в 09:17, просмотров: 1007

Во вторник министр образования и науки Андрей Фурсенко встретился со старшеклассниками—победителями всероссийского конкурса «Школа будущего глазами школьников». Говорили однако не столько о радостях будущей школы, сколько о проблемах нынешней. 

Как оказалось, российских школьников сильно занимает низкий уровень учительских зарплат. Из-за этого в школу не идут молодые преподаватели, а тех, кто там работают, школьники считают чуть ли не неудачниками и в глаза говорят, что сами «добьются в жизни большего»,-- рассказала ученица магнитогорской школы № 55 Яна Шевченко. Отсюда же, по мнению школьников, проистекает разрыв между школьным и вузовским уровнями образования. А если где преподаватели вузов и читают лекции для школьников, то только в элитарных учебных заведениях – гимназиях и лицеях, оставляя без дополнительных знаний подавляющее большинство учащихся «простых» школ. 

Очень беспокоит школьников вопрос о едином государственном экзамене (ЕГЭ). Причем утверждение, что ЕГЭ не устраивает только профессоров-ретроградов, как показало обсуждение, является не более чем мифом. ЕГЭ в его нынешнем виде не устраивает и старшеклассников. Прежде всего, считают они, необходимо исправить ошибки в заданиях – а то «в одном из них спрашивалось, что такое пашня – капитал или земельный участок, хотя возможно обоснование обоих вариантов». Затем -- исключить из перечня для сдачи в форме ЕГЭ все гуманитарные предметы -- литературу, обществознание, историю. И наконец под 100-балльную систему ЕГЭ надо менять и нынешнюю школьную пятибалльную -- в противном случае не оберешься проблем с переводами оценок из одной шкалы в другую. 

Есть, впрочем, и другие сложности. Кое-где ребятам трудно учиться из-за переполненных классов. В других регионах закрывают так называемые «малые школы», чего старшеклассники, как оказалось, не одобряют. В некоторых школах до сих пор не хватает нужных пособий и современного оборудования предметных кабинетов (особенно, по физике и химии). А это также мешает получить качественное образование, рассказали министру старшеклассники. 

С большинством критических замечаний глава Минобрнауки согласился, признав даже, что лишь недавно закрепленный законодательно «ЕГЭ действительно хорош только там, где ответ можно формализовать, а к гуманитарным предметам подходит не очень». В любом случае, пообещал министр, ЕГЭ будут дорабатывать: по его словам, «принято решение подключить к доработке КИМов (контрольно-измерительных материалов) ЕГЭ ведущие вузы страны». 

Справедливыми Андрей Фурсенко признал и жалобы школьников на неинтересные уроки физкультуры. По его словам, Минобрнауки и Госкомспорт уже озаботились задачей «сделать уроки физкультуры более интересными, а не превращать их в бесконечные очереди к канату». Судя по всему, школа пойдет по пути создания спортивных команд и секций «по интересам», а «не сдачи обязательных нормативов»,-- рассказал министр. 

Понравилась ему и идея перевести экзамены по физкультуре и еще некоторым предметам (музыка, изобразительное искусство) в форму зачетов. «Более того, я бы и еще некоторые предметы перевел в зачеты, хотя не уверен, что методисты меня одобрят»,-- признался он. Вообще же, считает Фурсенко, «школьные перемены надо увеличивать, а количество информации, которую дают школьникам, сокращать: не все знания, которые сегодня дает школа, необходимы. Какие-то вещи можно без проблем убрать: огромный объем информации не всегда помогает, а иногда мешает учиться»,-- признал он. 

Самое же главное, считает министр образования и науки, чтобы школа подготовила выпускника к жизни (на это, по его мнению, и должна быть нацелена школа будущего). Кстати, сразу же предупредил он старшеклассников, надо тщательнее выбирать будущую специальность. По словам Фурсенко, «самая страшная безработица сейчас свирепствует среди казалось бы востребованных экономистов с юристами. По этим специальностям она высока как ни в одном другом направлении: юристов и экономистов у нас готовится в 4,5 раз больше, чем способна воспринять экономика. В результате не менее 3 тыс. из каждых 4,5 тыс. вынуждены устраиваться секретарями и официантами»,-- заявил он. 

На обсуждение многих других важных вопросов времени, отведенного на личное общение с министром, не хватило, а потому школьники решили восполнить этот пробел через «МК». Так Михаилу Цилину и Александру Шевченко из магнитогорской школы № 55 так и не удалось подробно поговорить о ЕГЭ. «А ведь это -- самый важный вопрос. Там много ошибок, некорректных вопросов, да и не все можно сделать в виде ЕГЭ. Репетиторы, готовящие нас к экзаменам, прямо говорят: ”Правильно будет отвечать так-то и так-то, а на ЕГЭ надо отвечать так-то”»,-- рассказали ребята «МК». 

Остался за скобками и вопрос о школьных олимпиадах. Сейчас к ним допускают не всех желающих, а только отличников. По мнению ребят, это несправедливо: надо вводить школьные олимпиады для всех желающих и уже из них отбирать лучших для участия на более высоких уровнях. Пора менять и порядок выдачи школьных аттестатов, добавил Иван Ермаков из школы № 19 города Йошкар-Олы. «Если ЕГЭ по какому-то предмету сдан на «двойку», аттестатов не дают. А это неправильно -- аттестат надо выдавать в любом случае, просто у кого есть двойки, ставить их и в аттестате»,-- считает он. Вообще же, заявили старшеклассники «МК», в российской школе пора вводить профильное обучение – «чтобы люди занимались тем, что им нравится и готовились к тому, что им будет необходимо в дальнейшей жизни».



Партнеры