Семидесятники повесились под Шишкиным

Раньше их картины запрещали, а теперь наоборот.

Почему у Нееловой синеватое лицо? Нет, это не фильм ужасов про театр. Это одна из картин Ольги Булгаковой, которая вместе с мужем Александром Ситниковым в 70-е годы разбудила критику и публику. Они стали ключевыми фигурами волны семидесятников. Сегодня их выставка "Живопись. Объекты" открывается без прежних проблем.

Ольга и Александр – супружеская пара художников, которые покоряли живописные олимпы, пока Пугачева только взбиралась на музыкальные. Когда-то их картины с шумом снимали с выставок как не вписывающиеся в советскую идеологию, теперь они классики.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу их персональная совместная выставка расположилась аккурат под Шишкиным. Два этажа картин супругов под незамысловатым названием "Живопись. Объекты". А как еще можно назвать выставку, где представлены картины от юношеских лет до нынешнего зрелого возраста? Здесь все темы, серии, отдельные работы, которые никогда до этого не выставлялись. Полотна – в хронологическом порядке: видно, с чего каждый художник начал и к чему пришел. Это не только творчество, но и история взаимоотношений душ, которые вместе 34 года. Один автор перетекает в другого.

Ольга и Александр – в черном. Они проводят журналистов по выставке, где собраны их работы из фондов Третьяковки, из Нью-Йорка, из частных коллекций. Супруги даже не всегда знают, как та или иная картина попала в чью-то коллекцию. Начиная с 90-х годов персональные выставки для них стали нормой. И сейчас почти смешно слушать истории минувших лет.

– Как-то, это было лет 35 назад, мы повесили несколько картин у себя в кабинетах, – вспоминает Ирина Лебедева, ныне замдиректора ГТГ. – Приехал Королев. Увидел картины Ольги и Саши. А они тогда были еще совсем молодые, неизвестные. Он говорит: "Что это тут у вас поразвешено? Немедленно снять!" Пришлось снять. Идеология тогда какие-то вещи не принимала. И не только на выставках, но и в кулуарах.

А вокруг картины "Театр. Актриса М. Неелова" (1976) Ольги Булгаковой на выставке молодых художников 76-го года вообще разгорелись нешуточные страсти. Даже стул об стол пришлось разбить защитнику юной художницы. Все-таки не сняли, пронесло. На картине Неелова с синеватым лицом смотрит в зал, но по ощущениям – прямо тебе в лицо. Вокруг другие актеры, но она – главная, только ее взгляд прожигает.

Одна из излюбленных тем Булгаковой 70-х – диалог между глухонемыми. Символ же Ситникова того времени – красный бык. Теперь художники рисуют по-другому. Александр стал приближаться к абстрактной живописи. Его "Родная речь" – серия из таких элементов, как пила, крест, колокол. А за Ольгу говорят сами названия последних серий картин "Матриархат", "Библейские эскизы", "Имена".

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру